Четвертый удел Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Обитель преподобного Серафима О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима с Н. А. Мотовиловым Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь — одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны по Апостолу страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18).

Преподобный Серафим Саровский

Адрес монастыря

607320, Нижегородская область
Дивеевский район
с. Дивеево
Серафимо-Дивеевский монастырь

Почтовая канцелярия
(информация о требах)
8 (831-34) 4-20-10
diveevo.pochtovik@yandex.ru

Паломнический центр
8 (831-34) 4-34-45

Наш баннер

Расписание богослужений

C 20 по 27 августа

20 августа, воскресенье. Неделя 11-я по Пятидесятнице. Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Молебен с акафистом прп. Серафиму

8.00 Параклис

9.00 Литургия

17.0 Полиелей

21 августа, понедельник. Толгской иконы Божией Матери. Перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия.

13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Полиелей

Казанский собор

11.30 Водосвятный молебен

22 августа, вторник. Апостола Матфия

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Полиелей

23 августа, среда. Мч. архидиакона Лаврентия. Собор новомучеников и исповедников Соловецких

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня

24 августа, четверг. Мч. архидиакона Евпла

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Полиелей

25 августа, пятница. Мчч. Фотия и Аникиты. Сщмч. Серафима, еп. Дмитровского

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Полиелей

26 августа, суббота. Отдание праздника Преображения Господня. Преставление, второе обретение мощей свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца

Троицкий собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

8.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

Преображенский собор

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

27 августа, воскресенье. Неделя 12-я по Пятидесятнице. Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение мощей прп. Феодосия Печерского

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

16.30 Малая вечерня с выносом Плащаницы

17.00 Всенощное бдение

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

9.00 Литургия

17.00 Всенощное бдение

Благовещенский собор

17.00 Всенощное бдение

общее время на генерацию страницы 3.4597 s
время на работу php-скриптов 3.2609 s
время на запросы к БД 0.1988 s
запросов к БД 249

Библиотека

Уроки прославления святых. Слово в день прославления преподобного Серафима Саровского, 19 июля 1903 г. в Тифлисском Сионском соборе

Священномученик Иоанн Восторгов

Праведность возвышает народ, а без­законие — бесчестие народов (Притч. 14,34).Отрадно нам исповедовать эту истину в день прославления праведного. Кроткий и смиренный, назвавший себя при жизни не иначе, как «убогий», благоговейный старец Серафим, 70 лет тому назад на крыльях молитвы от земли переселившийся к небу и веч­ности, ныне всенародно признается и прославляется в лике святых, нареченный уже давно угодником Божиим общим гласом верую­щего народа, засвидетельствованный чудесами и знамениями.

Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие на­родов, — так говорит слово Божие. Много мы знаем и видим доказательств этой истины в священных событиях истории Ветхого и Нового Завета.

Вот к Лавану приходит гонимый и преследуемый родным бра­том праведный Иаков, и здесь находит себе гостеприимный кров. Не укрылось от Лавана, что с пришествием праведника видимо бла­гословение Божие почило над всем домом его — в достатке, в бла­гополучии и счастии, и он прямо заявляет Иакову: Усмотрел, яко благослови мя Бог пришествием твоим (Быт. 30, 27).

Вот кроткий и верующий Иосиф, безжалостно проданный бра­тьями, попадает в Египет рабом в дом вельможи; сам господин его, неверующий язычник, видит и убеждается, яко Господь Бог с Иоси­фом, и елика творит, Господь благоустрояет в руку его; и бысть благословение Господне Иосифа ради на всем имении его, в дому его, в селах его (Быт. 39: 3, 5).

Возьмем еще пример. Долго Господь хранил избранный народ Свой, долго призывал его к покаянию величайшими чудесами ми­лости, голосом пророков и проповедников, долго и много раз гро­зил народу Своим гневом, обещая разрушить Иерусалим, отнять царство, лишить родины, наказать пленом. Упорным и нераскаян­ным оставался Израиль, как бы смеялся он над долготерпением Господа, и имя святое Его отдавал на позор язычникам. И прибли­зились дни гнева Божия, приспел час падения святого города. Но и тогда мы слышим великое слово Господне о праведниках: обыдите, и воззрите, и познайте и поищите на улицах Иерусалима; и если найдете мужа творящего суд и ищущего веры, Я милосерд буду к Иерусалиму! (Иер. 5,1-2; ср. гл. 7). Так велико в очах Божиих значение одного праведника для целого народа.

И в истории Нового Завета мы видим, как ради одного правед­ника, святого апостола Павла, во время морского путешествия его на корабле спасены были от неминуемой гибели все плывшие с ним спутники; Ангел при этом сказал апостолу: Бог даровал тебе всех плывущих с тобою (Деян. 27, 24).

Почему же так важно пребывание праведных среди народа? Прежде всего потому, что они являются показателями и свидетеля­ми духовной жизни и духовного роста народа, они своим сущест­вованием показывают, что народ не умер для Бога, для святости и для духовной жизни, что среди него есть люди, достойные благо­воления Господа, и что таких людей немало. Прославленные праведники, угодники, чудотворцы — это как бы высочайшие горные вершины. Здесь, в области духовно-благодатной, наблюдается то же, что и в области видимой природы на земле. Горные высочай­шие вершины никогда не стоят совершенно одиноки и особняком на равнине, около них всегда поднимаются меньшие, но все же возвышенные горы, целые цепи гор, целые горные пространства.

В области духовно-благодатной видим то же: около великих святых есть меньшие, но добрые и высокие души: их почитатели, ученики, подражатели, люди, напоенные единым с ними духом, единой верой, единым благочестием. Праведники не бывают со­вершенно одиноки, вот почему прославление праведного есть признак, что в обществе, где он жил, воцарилось не одно зло, что, напротив, в обществе этом есть живые духовные силы, вот поче­му прославление праведного есть радость Церкви, которая видит, что она не бесплодно молилась о сынах своих, не бесплодно учи­ла их вере и благочестию, и действительно ведет их к небу и бла­женной вечности. Так, у святого Серафима была высокого благо­честия мать, щедродательный брат, были же добрые люди, от которых в детстве и отрочестве он получил расположение к ве­ре и благочестию и святым подвигам, были и в обители Саровской не один, а много-много таких людей, которые сочувствова­ли святому Серафиму: многие из иноков обители, и в их числе ее начальники, имена которых сохранились в житии святого старца, многие послушники, монахини соседнего женского монастыря, посетители и почитатели старца, которых также было великое множество. И то обстоятельство, что память святого старца не умерла в народе и свято хранилась, что не заросла дорога к его могиле, что имя его из скромной обители, из лесной глуши про­неслось и призывается с верою на протяжении всего великого царства Русского, — это все приносит сердцу отрадную уверен­ность, что родная Церковь наша, Церковь Русская Православная, спасает своих чад, что не оскудела она духом и святынею, что не мертва она, а жива и действенна и что уходящие от нее уходят от источника жизни и спасения. Пусть подумают об этом наши несчастные заблуждающиеся братья, сектанты и отступники, кото­рых, к прискорбию, так много в нашем крае и в нашем городе и которые так упорно закрывают очи и не хотят видеть истины Православия нашей Святой Церкви.

Почему еще так важно пребывание праведных среди народа? Потому что мы в них имеем предстателей и ходатаев пред Богом. Святой апостол Павел, постигший глубины тайн Божиих и тайн ду­ховной жизни человека, говорит нам, что из всех духовных дарова­ний вековечное и неумирающее есть любовь: Любовь, — говорит он, — никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13, 8).

Но святые Божий в земной своей жизни и водились и жили именно любовью к Богу и ближним. До какой высоты самоотрече­ния доходила их любовь к людям — видно из молитвы Моисея о согрешившем родном народе: О, Господи, народ сей сделал вели­кий грех, сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал (Исх. 32, 31).

Вся жизнь святого Серафима также была исполнена деятель­ной самоотверженной любви к людям, она светилась в его взоре, она изливалась в словах его привета ко всем посетителям: «Радость моя», она проявлялась в его частых поклонах до земли своим ближним и лобзаниях, она давала ему изумительное терпение при беседах с тысячами посетителей — выслушивать их печали, сомнения, исповедь грехов, ободрять словом утешения, вразумления и прощения грехов, она одушевляла святою мудростью его наставления тем простым и верующим душам, что тысячами ежедневно приходили ко святому старцу, она пламенела в его молитвах за людей, она, наконец, мощно и благодатно действовала в том дивном даре чудесных исцелений больных, который нис­послал ему Господь в конце жизни.

Неужели эта любовь должна прекратиться после смерти стар­ца? Неужели святые, сильные в молитве о ближних при жизни, не­мы и глухи по смерти? Неужели душа их после смерти тела уже не объята любовью, и к скорбям земных братии они вдруг станут рав­нодушны, они, которые, живя на земле, готовы были все свое и себя самих принести в жертву ради блага ближних? Так именно рассуждают и наши сектанты, удаляющие себя от почитания свя­тых и от молитв к ним.

Но ведь против этого вопиет и разум и сердце, против этого го­ворит и слово Божие, уверяющее нас, что любовь никогда не пере­стает (1 Кор. 13,8). Вот почему апостол Петр обещал христианам заботиться о них и после смерти (см.: 2 Петр. 1,14-15), вот почему это же обещали все святые, обещал и ныне прославляемый препо­добный отец наш Серафим Саровский. «Когда меня не станет, — го­ворил преподобный, — ходите ко мне на гробик, ходите, как вам время есть, и чем чаще — тем лучше. Все, что ни есть у вас на душе, все, о чем ни скорбите, что ни случилось бы с вами, все придите да мне на гробик, припав к земле, как живому, и расскажите. И ус­лышу вас, и скорбь ваша пройдет. Как с живым, со мною говорите, и всегда я для вас жив буду».

Да, жив ты у Бога, святой, любвеобильный и благоговейный старец, жив ты в Церкви Божией, жив и славен, как праведник, в родном тебе многоплеменном православном Русском царстве!

Хотите ли, братие, приобщиться к этой его жизни? Хотите ли быть сродными его духу, его вере, его любви и благочестию? Хотите ли явить доказательство, что и вы духовно слились с той Церковью, в которой обрел спасение и святость новоявленный угодник Божий? Тогда войдем ныне все в радость и молитвы Святой Церкви, прибли­зимся духом к святому Серафиму, перенесемся мыслью и воображе­нием к тем десяткам тысяч богомольцев, которые сегодня в отдален­ном Сарове стоят вокруг мощей преподобного, горят к нему любовью, прославляют его, и с ними, и с Церковью Божией восклик­нем от всей души: «Преподобне отче Серафиме, моли Бога о нас!»

Но будем помнить, братие, что бывает страшное душевное со­стояние и отдельных лиц и целых народов, такое состояние греха и нераскаянности, что отвращает совершенно от людей лице Госпо­да и делает бездейственными о них даже молитвы святых: тогда мо­литва их, по слову пророка, в недра их возвращается (см.: Пс. 34,13). Так было с нераскаянными иудеями, о которых молил пророк Иере­мия; и сказал ему Господь: Не молися ко Мне о людех сих во благо <...>Хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не преклонится к народу сему; отгони их от лица Моего, пусть они отойдут (Иер. 14,11; 15,1). Так случилось, наконец, и с Иерусали­мом: сам Господь плакал о нем и жалел его, но все же осудил его за конечное ожесточение и упорство его сынов.

Это для нас — устрашающие образы и примеры. Будем не уста­ми только почитать святого угодника Божия Серафима, но и делом и всею жизнью являть с ним духовное единение: будем иметь его святую веру; будем всей душой преданы Святой Церкви, к которой он принадлежал; освящаться ее Таинствами, которыми он освящал­ся; исполнять в точности и с любовью все ее уставы; будем искрен­но почитать его совершенства и добродетели и отображать их в своей жизни, отдав ее труду и молитве, по мудрому и меткому на­ставлению старца: «дело в руках, а молитва на устах»; будем слу­жить, чем можем, с любовью нашим ближним, — одним словом, будем подражать житию угодника Божия, чтобы явиться братьями его не только по плоти, но и по духу! Ибо и апостол, заповедуя по­читать праведных, поучает нас: ихже взирающе на скончание жи­тельства, подражайте вере их (Евр. 13, 7). Иначе и почитание их будет бесполезно и лицемерно. В день прославления праведного запомним крепко и поставим у сознания и сердца слово Божие: праведность возвышает народ, а беззаконие бесчестие народов. Аминь.