Четвертый удел Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Обитель преподобного Серафима О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима с Н. А. Мотовиловым Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь — одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны по Апостолу страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18).

Преподобный Серафим Саровский

Адрес монастыря

607320, Нижегородская область
Дивеевский район
с. Дивеево
Серафимо-Дивеевский монастырь

Почтовая канцелярия
(информация о требах)
8 (831-34) 4-20-10
diveevo.pochtovik@yandex.ru

Паломнический центр
8 (831-34) 4-34-45

Наш баннер

Расписание богослужений

C 20 по 27 августа

20 августа, воскресенье. Неделя 11-я по Пятидесятнице. Обретение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Молебен с акафистом прп. Серафиму

8.00 Параклис

9.00 Литургия

17.0 Полиелей

21 августа, понедельник. Толгской иконы Божией Матери. Перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия.

13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Полиелей

Казанский собор

11.30 Водосвятный молебен

22 августа, вторник. Апостола Матфия

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Полиелей

23 августа, среда. Мч. архидиакона Лаврентия. Собор новомучеников и исповедников Соловецких

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня

24 августа, четверг. Мч. архидиакона Евпла

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Полиелей

25 августа, пятница. Мчч. Фотия и Аникиты. Сщмч. Серафима, еп. Дмитровского

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Полиелей

26 августа, суббота. Отдание праздника Преображения Господня. Преставление, второе обретение мощей свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца

Троицкий собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

8.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

Преображенский собор

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

27 августа, воскресенье. Неделя 12-я по Пятидесятнице. Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение мощей прп. Феодосия Печерского

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

16.30 Малая вечерня с выносом Плащаницы

17.00 Всенощное бдение

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

9.00 Литургия

17.00 Всенощное бдение

Благовещенский собор

17.00 Всенощное бдение

общее время на генерацию страницы 2.7634 s
время на работу php-скриптов 2.5109 s
время на запросы к БД 0.2525 s
запросов к БД 249

Библиотека

Радость моя! Преставление, второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского

Протоиерей Валериан Кречетов

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы празднуем память преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского и всея России чудотворца. Мы слышали обычное евангельское чтение, именуемое преподобническим, в котором содержатся заповеди блаженства, и начинаются они словами: Блажени нищии духом.

Почему избрано именно это Евангелие? Потому что нищета духовная – это смирение. И, как говорят святые отцы, никто не спасался и не может спастись без смирения. Потому что спасается человек милостью Божией, благодатью Божией, а привлекает благодать Божию смирение: Господь гордым про­тивится, смиренным же дает благодать (Притч. 3,34).

Смирение – не только главная отличительная черта всех святых, но и отличительная черта каждо­го христианина. Потому что Господь, Сам являя Со­бой первообраз во всем, говорит: Научитеся от Ме­не, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11,29).

Эти смирение и кротость, прежде всего, и отлича­ли всегда всех подвижников. И близкого к нам, род­ного нам преподобного Серафима. Как сказано, всем в сладость бысть видение лика его. То есть только ви­деть лицо его – это уже приносило людям радость.

А когда он к кому-то обращался, то всегда гово­рил: «Я, убогий Серафим...»

У нас в мiру слово «убогий» значит вроде как не­нормальный, вообще ни на что не способный. «Убо­жество...» Ну, это как всегда: то, что свято, то для мiра невыносимо. Как, например, в мiру звучит: «Вот, замолился!» Хотя на самом деле, если речь идет о мо­литве, то состояние истинной молитвы настолько блаженное, настолько радостное, светлое, что, как говорил преподобный Серафим, если человек нахо­дится в этом состоянии долго, то его постигает, хотя и блаженная, но кончина – как и говорится в акафи­сте: На молитве умиленный дух твой Богу предавый.

Но в мiре это воспринимается как нечто раздра­жающее, для мiра отвратительное. Мiр весь во зле ле­жит (1Ин. 5,19), и поэтому, как сказано, премудрое у Бога – безумие для мiра. То, что у Бога свято и чис­то, от того отвращается мiр. Вы знаете: у некоторых людей кружится голова или их чуть ли не тошнит от запаха ладана. Поэтому и говорят: «бежит, как бес от ладана». Или безумное беснование в шуме современ­ной «музыки» для человека верующего представляет собой какой-то ужас, кошмар, ад. Один верующий человек, когда его привели в ресторан, где была эта музыка, мелькающий свет, и спросили: «Ну, как вам понравилась наша музыка?» – ответил: «Обыкновен­ная бесовская музыка». Так, искренне совершенно, назвал вещи своими именами.

И действительно, то, что в мiре почитается, о том самим же мiром потом и свидетельствуется, что оно вредно даже для этой жизни: люди глохнут от этой бесовской «музыки», у них появляются от нее ка­кие-то зверские порывы ненависти, убийства, разврата. Все это люди уже вынуждены признавать, но обратиться к Богу не так просто, потому что этот мiр цепляется, как говорится, и зубами, и когтями, стараясь человека удержать в своей власти. И поэто­му то, что в духовной жизни является стержнем, и целью, и вершиной всего – смирение, умиление -непонятно, непостижимо для мiра.

И эти слова, которые произносил преподобный: «Я – убогий Серафим», – для мiра звучат непонят­но. «Убожество – что тут хорошего?» Но на самом деле радости мiра сего – это не есть радости, а есть злорадство какое-то, зло радостное, и порождает оно, соответственно, только горечь и боль.

Смотрите: гремят все эти празднества земные, беснования – а потом, следом за этим идут убийст­ва, насилие, разврат. Плоды духовной жизни, как говорит сегодня апостол, другие. Плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание... (Гал. 5,22-23). Это истинная любовь, которая обнимает все, и прежде всего своих близких. Радость о Дусе Святе, то есть та радость, о которой сказано: Радости вашея никтоже возьмет от вас (Ин. 26,22). Радость, ко­торую человек испытывает, прежде всего, внутри се­бя, в душе, и испытывает даже при внешних скорбях, обстояниях. Обстоятельства внешне скорбные, а внутри они дают радость. Это та радость, о которой говорит апостол: Всяку радость имейте... егда во ис­кушения впадаете различна (Иак. 1,2). Нам это непо­нятно, при искушениях мы всегда теряемся, пуга­емся чего-то, даже унываем: «Да что же это такое?» А апостол говорит: Радуйтеся... Господь говорит: Блажени будете, егда возненавидят вас человецы, и егда разлучат вы и поносят, и пронесут имя ваше яко зло, Сына Человеческого ради. Возрадуйтеся в той день и взыграйте: се бо мзда ваша многа на Небеси.

Что же получается? Поносят, говорят о тебе вся­кую клевету, ложь, а ты радуйся и веселись? В иску­шения впадаете различные – радость имейте? Чему же тут радоваться? Что же это за радость?

Это радость о Дусе Святе, как говорит преподоб­ный Серафим, радость о том, что ты с Богом. Где бы ты ни был, в каких бы обстоятельствах ни жил, ты всегда с Богом. Как сказал один раб Божий: «Лучше я буду в аду с Богом, чем в раю без Бога».

«Рай без Бога» – это то, что люди часто пытают­ся здесь, на этой земле устроить: возводя хоромы, приготовляя яства, развлечения – вроде, райская жизнь. Но это не рай, так как за всем этим стоит го­речь. Горечь разочарования, потому что все это ухо­дит, все это – временное. Оно радости настоящей не приносит. Только изменение своей души, перестройка ее в духовном направлении приносит ис­тинную радость человеку. И наши духовные отцы претерпевали в жизни и скорби, и клевету, и не­справедливость, но на их лицах всегда была печать этой радости. Как говорил апостол Павел: Подобни мне бывайте, якоже аз Христу (1Кор. 4,16). Кто сподобился встречать людей духовных, видел: ста­ренькие они, вроде, немощные, а лица у них свет­лые, радостные: одна улыбка! Действительно: «В ра­дость бысть видение лиц их». Все знают, фотогра­фии видели, отца Иоанна (Крестьянкина), он весь светится, лик его всегда радостный.

Вот таковы были в жизни преподобные, таков был, особенно, преподобный Серафим. Плод духов­ный есть: любы, радость, мир, долготерпение... Все это в высшей степени засвидетельствовано в лично­сти преподобного Серафима.

О себе он говорил: «Убогий», а тем, кого встре­чал, говорил: «Радость моя, сокровище мое». Это какая же любовь была у него в душе, что он к каж­дому искренне с таким чувством относился!

Еще живы люди, которые знали отца Алексея Мечёва – был такой батюшка в Москве, старец в мiру. Говорят, что каждый, кто приходил к нему, чувство­вал такую его любовь к себе, что казалось: батюшка больше всех тебя любит. Это как раз то состояние, о котором преподобный Серафим сказал: «Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи». То есть, ко­гда, с помощью Божией, благодатью Божией, чело­век, трудящийся на ниве Христовой, начинает при­носить плод духовный: любовь, радость, мир, долго­терпение, – то около него, действительно, все умиротворяется. И особенно примером этому служит преподобный Серафим.

Его образ, его дух даны нам в конце времен. По­тому что времена, которые уже идут и которые еще приближаются – это те времена, о которых один афонский подвижник сказал: «Запомни, грядут вре­мена, когда только любовь спасет нас, учись растить в себе любовь. Все остальное – грех, хуже смерти. Только она – жизнь. Мы пропадем без любви, про­падем». Поэтому нужен нам дух преподобного Сера­фима, который стяжал эту любовь, этот мир.

И есть пророчество преподобного, что перед са­мым концом мiра он воскреснет в Дивееве и будет проповедовать всемiрное покаяние. Потому что ну­жен будет этот дух любви и мира в то время, когда оскудеет любовь и вера многих. Как об Иоанне Кре­стителе сказано было, что он предыдет пред Госпо­дом духом и силою Илииною (Лк. 1,17). То есть, нуж­но было иметь такое дерзновение, такую веру, как пророк Илия. И Иоанн Креститель показал, засви­детельствовал этот дух. А перед Вторым Пришестви­ем на землю снова будет послан преподобный Сера­фим, который придет в духе и силе апостола Иоанна Богослова. То есть, с той силой любви, которая, как говорил отец Алексей Мечёв, растворяла злобу му­чителей. Почему Иоанн Богослов не мог умереть, его не убили, не смогли убить? Потому что никто не мог противостоять силе его любви.

Преподобный Серафим своим незлобием к вра­гам, убивавшим его, засвидетельствовал эту любовь. И вот эта любовь возвела его, как и апостола Иоан­на Богослова, в особую близость, в особое духовное родство Матери Божией. Поэтому Матерь Божия

явилась ему, болящу... и на одре смертнем лежащу вместе с Иоанном Богословом и сказала: Сей есть от рода Нашего, и главе его коснуся.

Все эти примеры свидетельствуют о том, что, действительно, преподобный Серафим – это осо­бый дар Божий последнему времени. Так же, как для пресвитеров пример – святой праведный Иоанн Кронштадтский, в своем дерзновении к Богу, в чудотворениях своих засвидетельствовавший, что благодать Божия одна и та же во все времена: как в первые, так и в последние. И, как говорил препо­добный Серафим, все зависит от решимости, а бла­годать Божия – та же и действует так же. И на при­мере самого преподобного Серафима это засвиде­тельствовано.

В наше время, когда вера поколебалась, когда люди увлекаются всевозможными течениями, вся­кие экстрасенсы появились, перед нами предстает образ преподобного Серафима, к которому приво­зят парализованного Мотовилова, и он говорит: «И по лекарям возили меня, но ничего не по­могло, и вот к вам, батюшка, привезли». А преподобный Серафим говорит ему: «Я же не лекарь». У нас же теперь говорят: «Вот к этому экстрасен­су пойду, к врачу, ну, заодно и к батюшке: а вдруг и это поможет».

Мотовилов говорит: «Ну как же, батюшка, вы же можете...» – «Да что я могу? – отвечает. (Опять, видите, смирение ка­кое!) – Господь всё может. Веруешь ли ты в Господа Иисуса Христа, истинного Богочеловека, и в Его Пречистую Матерь Приснодеву Марию?» – «Верую, батюшка». – «Ну, вот ты и здоров. Вставай». Батюшка Серафим помог ему встать. «Да это вы меня, батюшка, подняли». Подтолкнул его батюшка Серафим – и он пошел. Без всяких там трюков, пассов – тут же. Просто сказал: «Вставай, Господь тебя исцеляет и Матерь Божия», – и все.

Вот эти простота и чистота веры преподобного Серафима особенно нам дороги. Потому что некоторые стремятся замутить нам головы всевозможными хитростями, всевозможными мiрскими умствованиями и увести от истинной веры. А пример преподобного Серафима для нас всегда является близким и родным примером истинной веры и истинной любви. Аминь.

15 января 1998 года