Четвертый удел Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Обитель преподобного Серафима О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима с Н. А. Мотовиловым Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь — одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны по Апостолу страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18).

Преподобный Серафим Саровский

Адрес монастыря

607320, Нижегородская область
Дивеевский район
с. Дивеево
Серафимо-Дивеевский монастырь

Почтовая канцелярия
(информация о требах)
8 (831-34) 4-20-10
diveevo.pochtovik@yandex.ru

Паломнический центр
8 (831-34) 4-34-45

Наш баннер

Расписание богослужений

C 15 по 22 октября

15 октября, воскресенье. Неделя 19-я по Пятидесятнице. Сщмч. Киприана и мц. Иустины

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

9.00 Литургия

17.00 Всенощное бдение

16 октября, понедельник. Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского. Прп. Антония Радонежского

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня

Казанский собор

11.30 Водосвятный молебен

17 октября, вторник. Сщмч. Иерофея, еп. Афинского

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Полиелей

Казанский собор

6.45 Общая исповедь

7.00 Литургия

18 октября, среда. Свтт. Московских Петра, Алексия, Ионы, Макария Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Полиелей

19 октября, четверг. Апостола Фомы

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня

20 октября, пятница. Мчч. Сергия и Вакха

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня с акафистом Благовещению

21 октября, суббота. Прп. Пелагии Прп. Трифона, архим. Вятского

Троицкий собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

8.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

Преображенский собор

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

22 октября, воскресенье. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского. Собора Апостола Иакова Алфеева

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

9.00 Литургия

17.00 Полиелей

общее время на генерацию страницы 4.0281 s
время на работу php-скриптов 3.7148 s
время на запросы к БД 0.3132 s
запросов к БД 223

Библиотека

Преподобный Серафим о плане монастыря и села Дивеево

Сергей Николаевич Чернышев

профессор Московского государственного строительного университета

Преподобный Серафим придавал колоссальное значение Дивееву. Он говорил, что «Саров это рукав, а Дивеево-то — шуба». Великий Саровский монастырь, который тогда был центром паломничества, блистал своими куполами и славился подвигами монашествующей братии, Преподобный видел всего лишь как рукав. Дивеево, бывшее года маленькой общинкой, прп. Серафим называл шубой. Шуба — нечто красивое, мягкое, теплое, большое и дорогое. Сравнение очень интересное по точности передачи духовной сущности через общедоступный образ. Дивеево будет украшать и согревать Россию. В будущем оно должно нести большую духовную нагрузку, принимая потоки паломников и невидимых духовных сил, присутствие которых мы можем теперь отчасти ощущать и будем еще более ощущать летом этого года. Здесь силы темные и силы светлые, несомненно, тесно сталкиваются в духовной борьбе. Кто приезжает сюда, уже начиная собираться в дорогу, это определенно чувствуют. Те же, кто здесь живет, может быть, не всегда это чувствует, но лишь потому, что сами все время варятся в этом котле. Таково значение Дивеева как духовного; центра. Значение его генерального плана отчасти раскрывается словами Преподобного: «У вас тут и Афон, и Иерусалим, и Киев», а также устным преданием, по которому святая Канавка является прообразом будущей России.

Переходя к теме непосредственно архитектурной, надо процитировать еще раз преп. Серафима: «Ни одного камушка по своей воле я не поставил на этой земле». В этой цитате две вещи замечательны: во-первых, он признает себя творцом расположения «камней», то есть соборов и других сооружений, и, во-вторых, он утверждает, что все делал по благословению Свыше. По слову прп. Серафима при его жизни в Дивееве была устроена Канавка. На Канавке он указал место для мельницы, для которой сам рубил лес. Он указал, где строить два ряда келий для девичьей Мельничной обители, как пристроить церкви Рождества Христова и Рождества Богородицы к Казанской церкви. На этом указанные им постройки во время его жизни были в основном закончены. Но дальше он указал точно место расположения Троицкого собора и передал М. В. Мантурову, как и где надо строить этот собор, буквально указав, где забить колышки по осям фундамента. Когда через десятилетия, в 1848 г., встал вопрос о строительстве собора, рассматривали несколько площадок в разных местах, за Дивеевом и в Дивееве, двигали-двигали его и наконец основали на том месте, которое было указано прп. Серафимом.

В «Летописи» сщмч. Серафима (Чичагова) опубликован на 263 странице собственноручный план монастыря, нарисованный преп. Серафимом на листке бумаги карандашом. Хотя карандашный рисунок этот на сегодня почти стерся, но план, к нашему счастью, сохранился вместе с некоторыми вещами Преподобного и находится теперь в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря.

Для работы мне было сделано несколько копий, и я мог детально с ним поработать. При разной плотности копий на плане были видны различные детали объектов. В «Летописи» дана схема, и кое-что из того, что видно на плане, в нее не вошло. В публикации несколько искажен масштаб. Исследуя этот план, удалось определить, какие там нарисованы сооружения из существующих ныне, какие сооружения существовали, но не сохранились, и наконец, какие сооружения прп. Серафим указывает как те, которые должны быть построены в последующие годы.

Читается отчетливо Троицкий собор, который обозначен крестом, четко обозначены трапезный храм св. Александра Невского и игуменский корпус, которые расположены симметрично по диагонали, если Троицкий собор брать за центр. Они здесь построены не случайно. Игумения Мария (Ушакова), руководствуясь планом Преподобного, их так расположила.

На плане читается Канавка, которая была прокопана при преподобном Серафиме, здесь есть берег реки Вичкинзы, может быть даже это берег современного пруда. Из существующих зданий мы больше ничего и не находим. Но, кроме того, здесь указаны два здания, которые дополняют два ряда зданий: один ряд, где Игуменский корпус, он должен быть продолжен по Советской улице, в сторону хлебного корпуса, там должен возникнуть по плану прп. Серафима еще один такой же корпус, как Игуменский. Такой корпус был. Он разобран и вывезен в Елизарьево в 30-х годах. И в нескольких местах «Летописи» сщмч. Серафим Чичагов указывает, что храм св. Александра Невского должен быть дополнен еще одним корпусом в направлении Казанской церкви, что нарисовано на плане. Сегодня, если мы входим в монастырь через Святые ворота, под колокольней, то слева от нас — Игуменский корпус, а справа — цветники. Это место и предназначается для корпуса, нарисованного на плане преп. Серафима. Что касается корпуса, построенного при советской власти для райкома и ныне используемого как гостиница, то он здесь не нарисован, так же как не нарисована и колокольня. Напротив, преп. Серафим на плане и по тексту «Летописи» указывает место для колокольни не здесь, а к западу от Казанской церкви, примерно там, где стоит магазин. От каменного здания в сторону пруда идет Напрудный переулок. Он должен войти в состав монастыря. М. В. Мантуров имел избушку в этом будет и будут Святые ворота как раз напротив Казанской церкви«.

Итак, на этом плане мы опознаем сооружения, которые есть, сооружения, которые были и сооружения, которые будут — всего около 25 объектов. Я попробовал измерить расстояния между существующими сооружениями. Выяснилось, что масштаб немного разный: где в пять тысяч раз уменьшенный, где в четыре с половиной, то есть масштаб около 1:5000 у рисунка прп. Серафима.

Вообще можно было думать: человек просто сел и на листке набросал схему. На листке, предназначенном для чего-то другого, были нарисованы какие-то линии, вроде как бланк разлиновали: приход-расход считать, — а он взял эту бумажку и нарисовал будущий план Дивеева. При чем тут масштаб? Он просто рисовал, как мы рисуем: один дом побольше, другой поменьше. Померил я расстояние. Что же получилось? Что разброс-то не очень большой, ошибка составляет примерно 20% от настоящих размеров (максимальная), а средняя величина масштаба около 1:4790. Не очень красивый для нас масштаб, но мало ли какой мог получиться — всякий. Возникла мысль, а как в старых мерах? Оказалось, что это 100 сажен в 1 вершке. Точно 100 сажен в 1 вершке! То есть план преподобного Серафима имеет свой определенный масштаб. Вот что можно сказать об этом плане.

План описан в «Летописи» на многих страницах по воспоминаниям сестер, которые, как и другие воспоминания человеческие, к сожалению, не во всем точны. В тексте прп. Серафим все время говорит о трех соборах. Первый собор-это Троицкий собой, который он называет «мой собор». Этот собор он видел отчетливо: представлял положение его углов и его архитектурный декор — балясины, цвет. Заказал строить его, и начали собирать деньги и материалы; потом они, к сожалению, были использованы на другие цели. Второй собор — Казанская церковь. Прп. Серафим всегда говорил монахиням: «Вы не называйте ее приходской церковью, эта церковь будет отдана монастырю». Мы теперь дожили до этого времени. Церковь должна быть обстроена многими приделами и превратиться, по слову прп. Серафима, в подобие Иерусалимского храма, который имеет несколько десятков приделов. В храме Иерусалимском есть полуподземная церковь на месте обретения Креста Господня. В Дивееве тоже есть полуподземная церковь, так что аналогия сегодня уже просматривается. Прошлым летом заложили фундаменты приделов.

Второй собор — «теплый собор». Троицкий собор был построен сначала как холодный, его теперь сделали теплым. О третьем соборе сщмч. Серафим пишет мало, но о нем сохранилось устное предание и остались воспоминания монахини Серафимы Булгаковой. В сборник «Дивеевские предания» входит ее большая статья. Этот собор должен быть возведен, по представлению сщмч. Серафима, в начале Канавки, там, где сейчас стоит столовая школы-интерната, а ранее находилась церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери. (Эта церковь была превращена в советское время в мельницу и тут же сгорела.) Матушка Александра не захотела строить собор на указанном митрополитом Серафимом месте. Они в этом деле разошлись. Эта история для нас важна тем, что митрополит Серафим настаивал на том, что собор этот должен быть возведен на месте Тихвинской церкви. Значит, он располагал сведениями, дошедшими от преп. Серафима, где должен быть третий собор. Это нынешний Преображенский собор, который долго стоял неосвященным, сначала его хотели освятить в честь иконы Божией Матери «Умиление». Надо сказать, что в честь «Умиления» собирались освятить и Троицкий собор-так его строили, а потом его освятили во имя Пресвятой Троицы. Когда митрополит Николай Нижегородский и Арзамасский благословил освящать новый собор в честь Преображения Господня, его тут же и освятили. Собор «Умиления» должен появиться на том месте, которое для него предназначено. Мы с архитектором А. С. Щенковым, заведующим кафедры реставрации МАрхИ, даже предлагали перенести новый собор на то место, которое для него предназначено. Технически это вполне возможно, а по своей грандиозности такой проект мог бы снискать себе славу строительства храма Христа Спасителя, хотя это несравненно дешевле. Такие работы ведутся во всем мире, и в частности у нас в Москве. Когда я был студентом в 1957 году, нам показывали, как передвигали шестиэтажное здание научно-исследовательского института, которое теперь стоит на новом месте.

Итак, прп. Серафим описывает три собора. Но не буду углубляться дальше. Скажу, что главное — это Канавка Пресвятой Богородицы, которая нами исследована в последние 6 лет. Она была создана по воле Царицы Небесной еще при жизни Преподобного, который указал архитектурные параметры этого сооружения. Нами составлен план св. Канавки в масштабе 1:500, на котором точно нанесен ее контур. Контур Канавки мы обнаружили под землей с помощью раскопок. Сделано более 56 разрезов поперек Канавки длиной до 11 м, глубиной до 3,5 м. Это колоссальная земляная исследовательская работа. Особенно около богадельни, отлично виден профиль святой Канавки. Она местами была углублена всего на 1 аршин. Прп. Серафим приказал копать ров в глубину на 3 аршина, в ширину 3 аршина, и вал сыпать высотой 3 аршина. 3 аршина — это сажень, т.е. здесь во имя Пресвятой Троицы он указывал размерность этой Канавки. Поэтому ширину основания вала мы определили в 3 сажени.

В заключение несколько слов о будущем села Дивеево, каким оно представляется на основе исследования данных преподобного Серафима. Во-первых, должен появиться дивный собор на Канавке, во-вторых, на колокольне должен появиться Царь-колокол, что разбитый стоит в Кремле. Сейчас технологии позволяют такие колокола полностью восстанавливать до нормального звучания, с помощью вертолетов возможна доставка, осталось только одно — чтобы кто-то скомандовал привезти его в Дивеево да построить колокольню под этот колокол. Монастырь должен распространиться до Вичкинзы. Троицкий собор тогда окажется в пересечении диагоналей четырехугольника. Прп. Серафим писал, что монастырь должен представлять собой четырехугольник. Вертьяново должно стать городом, а Арзамас — губернией. Арзамас уже был областным центром, а Вертьяново — это та территория, которая по-видимому, должна особенно активно развиваться. Пока развитие идет на север и на юг, а на запад и восток село довольно слабо развивается. Исходя из этих перспектив, надо развивать застройку по объездной дороге, которая ведет на Саров, и есть такие свидетельства, что там появится довольно комфортабельная застройка. В то же время нужно готовиться к закрытию проезда от моста со стороны Вертьянова в центр Дивеева мимо Казанской церкви. Но я не имею в виду, что это завтра-послезавтра, может быть, лет через десять, но этого «крючка» с Арзамасской улицы в центр вокруг Казанского храма в перспективе быть не должно. Хотелось бы, чтобы будущий генеральный план села Дивеева разрабатывался на основе изучения наследия великого Саровского старца.

Газета «Четвертый удел», № 9, 2003 г.