Четвертый удел Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Обитель преподобного Серафима О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима с Н. А. Мотовиловым Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь — одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны по Апостолу страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18).

Преподобный Серафим Саровский

Адрес монастыря

607320, Нижегородская область
Дивеевский район
с. Дивеево
Серафимо-Дивеевский монастырь

Почтовая канцелярия
(информация о требах)
8 (831-34) 3-00-11
diveevo.pochtovik@yandex.ru

Паломнический центр
8 (831-34) 4-34-45

Наш баннер

Расписание богослужений

C 20 по 27 июля

20 июля, воскресенье. Влахернской иконы Божией Матери

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

9.00 Литургия

17.00 Всенощное бдение с литией

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

16.00 Малая вечерня с акафистом

Казанский собор

17.00 Всенощное бдение с литией

21 июля, понедельник. Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Казанская церковь на источнике

5.30 Параклис с водосвятным молебном

6.15 Общая исповедь

6.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

Крестный ход по Святой Канавке

17.00 Вечерня и утреня

22 июля, вторник. Сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского

Казанский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

11.00 Водосвятный молебен

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму

Преображенский собор

7.45 Общая исповедь

8.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму

17.00 Полиелей

23 июля, среда. Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве. Прп. Антоний Печерского

Казанский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму

Преображенский собор

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

17.00 Полиелей

24 июля, четверг. Воспоминание чуда вмц. Евфимии всехвальной. Равноап. Ольги, вел. кн. Российской

Казанский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму

Преображенский собор

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

17.00 Полиелей

25 июля, пятница. Иконы Божией Матери "Троеручицы". Прп. Михаила Малеина

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму

17.00 Вечерня и утреня с акафистом Арх. Гавриилу

26 июля, суббота. Собор Архангела Гавриила. Прп. Стефана Савваита

Троицкий собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

8.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму

17.00 Всенощное бдение с литией.

Преображенский собор

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

27 июля, воскресенье. Память святых отцов шести Вселенских Соборов.

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

9.00 Литургия

17.00 Всенощное бдение с литией

общее время на генерацию страницы 1.4686 s
время на работу php-скриптов 1.2338 s
время на запросы к БД 0.2348 s
запросов к БД 253

Святыни

Святые мощи

Словом «мощи» в славянском языке переведено греческое слово «липсана» и латинское «реликвия», что в буквальном переводе на русский язык означает «останки». Следовательно, этим словом обозначаются всякие останки умершего — все, что осталось от человеческого тела после его смерти. В этом же смысле всегда употреблялось слово «мощи» и в церковно-славянском языке.

История и древней христианской Церкви, и Церкви Русской также говорит нам, что мощами всегда именовались и среди верующих благоговейно почитались всякие останки святых мучеников, великих подвижников, сохранившиеся хотя бы в виде костей и даже просто праха и пепла. Святой Иоанн Златоуст о мощах антиохийского мученика Вавилы пишет: «Прошло много лет после его погребения, во гробе его остались только кости и прах, которые с великою честью перенесены были в гробницу, в предместье Дафну». Но бывают святые мощи и с сохранившейся в большей или меньшей степени и присохшей к костям плотью. Все мы с благоговением взираем на обтянутую плотию кисть руки святого архидиакона Стефана в Троицком соборе Сергиевой Лавры и лобызаем ее.

Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей?

Святитель Филарет (Дроздов) учил, что душа, общаясь с Богом, наполняется благодатью и что тело, в котором очищенная душа обитает, само непрестанно очищается воздержанием и подвигами, становится способным принимать и сохранять в себе как бы некие отпечатки и следы внутренних благодатных движений. Поэтому тело «некоторым образом, и даже в земной еще жизни, начинает быть богоносным». «Как сосуд, в котором долго хранится благовонная мазь, заимствует от нее силу благоухания, так самое тело христианина, в котором постоянно обитает благодатная сила Христова, проницается ею во всем составе своем и даже благоухает ею для других. И поелику сила Христова нетленная, то, естественно, она, вселяясь в человеков, „иже Христовы суть“ (Гал. 5, 24), и телесам их сообщает нетление; поелику сила Христова всемогуща, то с естеством ее согласно и то, что она чрез них чудодействует». «Сие нетление, сия целебная и живоносная сила, от них (мощей) исходящая, внятнее и убедительнее слова поучает нас благочестию и побуждает подражать вере их (угодников Божиих)».

Преподобный Ефрем Сирин объясняет, что «мертвые святые действуют как живые: врачуют больных, отгоняют демонов, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа».

Зачем и для чего принято в Православной Церкви открывать св. мощи? Священномученик Серафим (Чичагов) объясняет, что это совершается:

  1. во исполнение воли и указания Божия, ибо чудеса исцелений свидетельствуют о том, что Господь избрал останки своих святых посредством для его милостей людям и помощи страждущим;
  2. потому что святые мощи имеют религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о святом, возбуждают верующих к подражанию его подвигам и соединяют земную Церковь с небесной, свидетельствуя о существовании бессмертной души и вечной жизни;
  3. ввиду того, что святые мощи являются залогом участия угодников Божиих в наших молитвах;
  4. потому что святые мощи, как поступление благодатных сил, есть драгоценный дар в помощь людям.

Но следует помнить, что Господь если и посылает нам в обладание святыню, то Он вместе с тем требует от нас, чтобы мы были и достойны ее, чтобы благоговели перед ней, охраняли ее, не забывали и своей жизнью как бы очищали для нее среди нас место. Не кладут драгоценную вещь в мусор — а в чистое место, и ее оберегают. Так и христианские святыни среди нас могут находиться только под условием нашего к ним благоговейного отношения и чистоты жизни.

Батюшка Серафим не раз говорил, что четверо мощей будут со временем в Дивееве: то есть матушки-первоначальницы, батюшки Серафима и двух «великих госпожей Дивеевских» — схимонахини Марфы и монахини Елены Васильевны Мантуровой. И что будут они почивать у четырех столпов церкви Рождества Божией Матери, причем батюшка говорил, что тела великих госпожей Дивеевских будут нетленными. О себе же он говорил неоднократно, что плотию будет лежать в Дивееве.

Как и все предсказания преподобного Серафима, эти предсказания его исполнились: его святые мощи в 1991 году были положены в Троицком соборе. В храме Рождества Богородицы почивают преподобные матери наши — Александра, Марфа и Елена. В Казанском соборе — блаженные жены Дивеевские Пелагия, Параскева и Мария и преподобноисповедница Матрона (Власова).

В Серафимо-Дивеевском монастыре у всех мощей установлены дежурства сестер. Каждый день у мощей преподобного Серафима совершается молебен с акафистом. Так же и в дни памяти Дивееевских святых у их мощей служатся молебны с акафистами. Есть традиция каждое богослужение завершать величанием Дивеевских святых, прикладываться к их мощам, возносить им молитвы. Тропари и кондаки Дивеевским святым, чьи мощи почивают в монастыре, обязательно присоединяются к дневным тропарям и кондакам, которые поются по входе на Божественной литургии.