Четвертый удел Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Обитель преподобного Серафима О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима с Н. А. Мотовиловым Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь — одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны по Апостолу страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18).

Преподобный Серафим Саровский

Адрес монастыря

607320, Нижегородская область
Дивеевский район
с. Дивеево
Серафимо-Дивеевский монастырь

Почтовая канцелярия
(информация о требах)
8 (831-34) 3-00-11
diveevo.pochtovik@yandex.ru

Паломнический центр
8 (831-34) 4-34-45

Наш баннер

Расписание богослужений

C 19 по 26 октября

19 октября, воскресенье. Ап. Фомы

Казанский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия в приделе свт. Николая

Преображенский собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

9.00 Литургия

17.00 Вечерня и утреня с акафистом прп. Серафиму

20 октября, понедельник. Мчч. Сергия и Вакха

Преображенский собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму

17.00 Вечерня и утреня

Казанский собор

11.30 Водосвятный молебен

21 октября, вторник. Прп. Пелагии. Прп. Трифона, архиеп. Вятского

Преображенский собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму

17.00 Полиелей

22 октября, среда. Ап. Иакова Алфеева

Преображенский собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму

17.00 Полиелей

23 октября, четверг. Мчч. Евлампия и Евлампии. Прп. Амвросия Оптинского

Преображенский собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму

17.00 Полиелей

24 октября, пятница. Ап. Филиппа, единого от семи диаконов. Собор прпп. Оптинских старцев

Преображенский собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму

17.00 Полиелей

Казанский собор

17.00 Парастас

25 октября, суббота. Иерусалимской иконы Божией Матери. Мчч. Прова, Тараха и Андроника

Казанский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия заупокойная

Преображенский собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

17.00 Всенощное бдение с литией

26 октября, воскресенье. Память свв. отцов VII Вселенского Собора. Иверской иконы Божией Матери

Казанский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия в приделе свт. Николая

Преображенский собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

9.00 Литургия

17.00 Вечерня и утреня с акафистом Преображению Господню

общее время на генерацию страницы 0.7263 s
время на работу php-скриптов 0.5673 s
время на запросы к БД 0.1590 s
запросов к БД 219

Святыни

Святые мощи

Словом «мощи» в славянском языке переведено греческое слово «липсана» и латинское «реликвия», что в буквальном переводе на русский язык означает «останки». Следовательно, этим словом обозначаются всякие останки умершего — все, что осталось от человеческого тела после его смерти. В этом же смысле всегда употреблялось слово «мощи» и в церковно-славянском языке.

История и древней христианской Церкви, и Церкви Русской также говорит нам, что мощами всегда именовались и среди верующих благоговейно почитались всякие останки святых мучеников, великих подвижников, сохранившиеся хотя бы в виде костей и даже просто праха и пепла. Святой Иоанн Златоуст о мощах антиохийского мученика Вавилы пишет: «Прошло много лет после его погребения, во гробе его остались только кости и прах, которые с великою честью перенесены были в гробницу, в предместье Дафну». Но бывают святые мощи и с сохранившейся в большей или меньшей степени и присохшей к костям плотью. Все мы с благоговением взираем на обтянутую плотию кисть руки святого архидиакона Стефана в Троицком соборе Сергиевой Лавры и лобызаем ее.

Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей?

Святитель Филарет (Дроздов) учил, что душа, общаясь с Богом, наполняется благодатью и что тело, в котором очищенная душа обитает, само непрестанно очищается воздержанием и подвигами, становится способным принимать и сохранять в себе как бы некие отпечатки и следы внутренних благодатных движений. Поэтому тело «некоторым образом, и даже в земной еще жизни, начинает быть богоносным». «Как сосуд, в котором долго хранится благовонная мазь, заимствует от нее силу благоухания, так самое тело христианина, в котором постоянно обитает благодатная сила Христова, проницается ею во всем составе своем и даже благоухает ею для других. И поелику сила Христова нетленная, то, естественно, она, вселяясь в человеков, „иже Христовы суть“ (Гал. 5, 24), и телесам их сообщает нетление; поелику сила Христова всемогуща, то с естеством ее согласно и то, что она чрез них чудодействует». «Сие нетление, сия целебная и живоносная сила, от них (мощей) исходящая, внятнее и убедительнее слова поучает нас благочестию и побуждает подражать вере их (угодников Божиих)».

Преподобный Ефрем Сирин объясняет, что «мертвые святые действуют как живые: врачуют больных, отгоняют демонов, ибо в святых останках всегда находится благодать Святого Духа».

Зачем и для чего принято в Православной Церкви открывать св. мощи? Священномученик Серафим (Чичагов) объясняет, что это совершается:

  1. во исполнение воли и указания Божия, ибо чудеса исцелений свидетельствуют о том, что Господь избрал останки своих святых посредством для его милостей людям и помощи страждущим;
  2. потому что святые мощи имеют религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о святом, возбуждают верующих к подражанию его подвигам и соединяют земную Церковь с небесной, свидетельствуя о существовании бессмертной души и вечной жизни;
  3. ввиду того, что святые мощи являются залогом участия угодников Божиих в наших молитвах;
  4. потому что святые мощи, как поступление благодатных сил, есть драгоценный дар в помощь людям.

Но следует помнить, что Господь если и посылает нам в обладание святыню, то Он вместе с тем требует от нас, чтобы мы были и достойны ее, чтобы благоговели перед ней, охраняли ее, не забывали и своей жизнью как бы очищали для нее среди нас место. Не кладут драгоценную вещь в мусор — а в чистое место, и ее оберегают. Так и христианские святыни среди нас могут находиться только под условием нашего к ним благоговейного отношения и чистоты жизни.

Батюшка Серафим не раз говорил, что четверо мощей будут со временем в Дивееве: то есть матушки-первоначальницы, батюшки Серафима и двух «великих госпожей Дивеевских» — схимонахини Марфы и монахини Елены Васильевны Мантуровой. И что будут они почивать у четырех столпов церкви Рождества Божией Матери, причем батюшка говорил, что тела великих госпожей Дивеевских будут нетленными. О себе же он говорил неоднократно, что плотию будет лежать в Дивееве.

Как и все предсказания преподобного Серафима, эти предсказания его исполнились: его святые мощи в 1991 году были положены в Троицком соборе. В храме Рождества Богородицы почивают преподобные матери наши — Александра, Марфа и Елена. В Казанском соборе — блаженные жены Дивеевские Пелагия, Параскева и Мария и преподобноисповедница Матрона (Власова).

В Серафимо-Дивеевском монастыре у всех мощей установлены дежурства сестер. Каждый день у мощей преподобного Серафима совершается молебен с акафистом. Так же и в дни памяти Дивееевских святых у их мощей служатся молебны с акафистами. Есть традиция каждое богослужение завершать величанием Дивеевских святых, прикладываться к их мощам, возносить им молитвы. Тропари и кондаки Дивеевским святым, чьи мощи почивают в монастыре, обязательно присоединяются к дневным тропарям и кондакам, которые поются по входе на Божественной литургии.