Четвертый удел Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Обитель преподобного Серафима О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима с Н. А. Мотовиловым Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь — одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны по Апостолу страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18).

Преподобный Серафим Саровский

Адрес монастыря

607320, Нижегородская область
Дивеевский район
с. Дивеево
Серафимо-Дивеевский монастырь

Почтовая канцелярия
(информация о требах)
8 (831-34) 4-20-10
diveevo.pochtovik@yandex.ru

Паломнический центр
8 (831-34) 4-34-45

Наш баннер

Расписание богослужений

C 15 по 22 октября

15 октября, воскресенье. Неделя 19-я по Пятидесятнице. Сщмч. Киприана и мц. Иустины

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

9.00 Литургия

17.00 Всенощное бдение

16 октября, понедельник. Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского. Прп. Антония Радонежского

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня

Казанский собор

11.30 Водосвятный молебен

17 октября, вторник. Сщмч. Иерофея, еп. Афинского

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Полиелей

Казанский собор

6.45 Общая исповедь

7.00 Литургия

18 октября, среда. Свтт. Московских Петра, Алексия, Ионы, Макария Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Полиелей

19 октября, четверг. Апостола Фомы

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня

20 октября, пятница. Мчч. Сергия и Вакха

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня с акафистом Благовещению

21 октября, суббота. Прп. Пелагии Прп. Трифона, архим. Вятского

Троицкий собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

8.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

Преображенский собор

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

22 октября, воскресенье. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского. Собора Апостола Иакова Алфеева

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

9.00 Литургия

17.00 Полиелей

общее время на генерацию страницы 4.2780 s
время на работу php-скриптов 3.9837 s
время на запросы к БД 0.2943 s
запросов к БД 261

Летопись

Архангельский скит

На пути из города Арзамаса в село Дивеево, среди безлюдных полей, на месте некогда большого села Ездаково, находится Архангельский скит.

История села Ездаково прослеживается в старинных документах, начиная с XVI века. В это же время был построен первый деревянный храм, освященный в честь Покрова Божией Матери. Село тогда было небольшим, его окружали непроходимые леса.

В XV веке благочестивые жители постро­или в Ездакове небольшую церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Когда село стало расти, на месте деревянной церкви построили новую, каменную. Но со временем и она стала мала. С Божией помощью жители села Ездаково исходатайствовали у епархиального начальства разрешение на постройку каменного храма. Новый храм решили разместить с южной стороны Покровской церкви. Первым делом наладили производство кирпича, и в мае 1895 года строительство началось. Каждый помогал, чем мог. Однако, несмотря на все усилия и жертвы прихожан, за первые пять лет удалось построить лишь фундамент храма. Жителей Ездаково стала угнетать мысль, что начали они, хотя и святое дело, но непосильное. В это время Господь послал им благотворителя в лице чиновника из Нижнего Новгорода Михаила Михайловича Фаворского. Дед Михаила Михайловича перед смертью завещал своему сыну расширить или построить новую церковь в Ездакове. Сын не успел выполнить завещания своего отца, а внук, никем и ничем не побуждаемый, кроме сознания долга христианина и уважения к памяти предков, начал строительство нового храма. И поныне сестры поминают храмоздателя Михаила со сродниками в своих молитвах.

Освящение храма в честь Архангела Михаила состоялось 18/31 мая 1903 года, ровно за два месяца до обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Церковь была построена в форме корабля с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид. Белый, с красной крышей и зелеными куполами, храм внутри украсили высоким резным иконостасом, который доходил до потолочных сводов. Роспись стен выполнили арзамасцы — ученики Ступинской школы живописи. Интерьер храма был украшен изящной церковной утварью, привезенной Михаилом Михайловичем Фаворским из-за границы.

В начале XX века село Ездаково переживало период своего расцвета. В нем было около 300 дворов и проживало более тысячи крестьян. Люди жили в селе работящие, хранили крепкие патриархальные устои.

В 20-е годы ХХ века в Нижегородской области запретили колокольный звон. Колокола были сняты для переплавки, а колокольни оставшихся церквей разбирались под кирпич. Храмы в Ездакове лишились всех серебряных и позолоченных предметов, но колокольня уцелела, хотя и осталась без колоколов.

Несмотря на то, что после революции в Нижегородской области шла кампания по закрытию церквей, оба храма в Ездакове действовали еще долгое время. Только в 1938 году официально встал вопрос об их закрытии. 16 июня 1938 года на общем собрании колхозников председатель колхоза С.М. Кузнецов предложил переделать храм в честь Архистратига Божия Михаила под новую школу. Но когда подсчитали, в какую сумму обойдется эта работа, оказалось, что дешевле построить школу на месте старой из новых стройматериалов.

В Архангельском храме устроили склад горюче-смазочных материалов и запчастей для сельхозтехники, а затем зернохранилище. В Покровском храме был открыт клуб с библиотекой и кинотеатром; по вечерам в нем устраивались танцы.

В 70-е годы в СССР проводилась политика укрупнения колхозов и ликвидации так называемых неперспективных деревень. В число неперспективных попало и село Ездаково. Коренные жители стали переезжать в город Арзамас и соседние села. В 1986 году село опустело. Очень быстро место, где находилось село, заросло травой и кустарником.

В 1997 году 206 гектаров земли села Ездакова и прилегающих окрестных территорий были переданы Серафимо-Дивеевскому монастырю для ведения подсобного хозяйства. С этого момента начинается история Архангельского скита.

Игумения Сергия с первыми сестрами приехали в безлюдное, глухое место после праздника Благовещения Пресвятой Богородицы весной 1997 года. Чувство грусти вызывала картина запустения и разрухи: земли, заросшие лопухом в рост человека и жгучей крапивой, размытое бездорожье после весенних дождей, развалины некогда величественных храмов. Но благодать Христова укрепляет тех, кто в послушании и с верой в помощь Божию возрождает церковную жизнь.

В разрушенном Архангельском храме прочитали акафист Архангелу Михаилу — с этого начался труд по становлению жизни скита. В первую очередь занялись строительством корпуса для насельниц. Он получился небольшим и состоял из сруба с печкой посередине и двухъярусными кроватями вокруг. Это была кухня и место для ночлега одновременно. К срубу пристроили трапезную, в которой сестры трапезничали, а также читали неусыпаемую Псалтырь, утреннее и вечернее правило.

Окультуривание земель осложнялось наличием ям, погребов и фундаментов построек бывшего села. Вручную со вспаханных огородов сестры выносили камни и кирпичи. Нередко попадались целые кирпичные и каменные глыбы, которые было под силу увезти только тракторам. Территорию под сад выравнивали бульдозерами. Но еще до сих пор после каждой пахоты земля возвращает из своих недр домашнюю утварь и бытовые принадлежности давно ушедших отсюда жителей.

Реставрационные работы Архангельского храма начали с восстановления крыши. Немало ушло времени и сил, прежде чем главу храма увенчали пять куполов с сияющими на солнце крестами. Затем приступили к внутренней отделке. С Божией помощью, стараниями рабочих и сестер, храм внутри засиял белизной стен, а на восстановленном деревянном полу, покрытом лаком, отразились блики зажженных свечей. 19 ноября 1998 года храм был освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем в честь Воспоминания чуда Архистратига Михаила в Хонех.

Груду развалин представлял собой второй зимний храм — в честь Покрова Божией Матери. В один день в церкви обрушились свод и большая часть стен. Сохранились старинные чертежи Покровской церкви, по ним начали восстановительные работы. В 2004 году она была полностью восстановлена и 31 декабря того же года заново освящена епископом (ныне митрополитом) Нижегородским и Арзамасским Георгием в честь образа Божией Матери «Спорительница хлебов». Освящение престола именно в честь этой иконы объяснялось тем, что на обширных скитских полях возделываются зерновые культуры: пшеница, рожь, ячмень, овес. В 2009 году храм был расписан сюжетами из земной жизни Пресвятой Богородицы, от Ее рождения и до успения.

Святынями храмов Архангельского скита являются расписанный крест с могилы блаженной Пелагии Дивеевской, ковчег с частицами мощей святых угодников третьего удела Божьей Матери — Киево-Печерской лавры. В храмах хранятся частицы мощей дивеевских святых — батюшки Серафима, преподобных Александры, Марфы и Елены, блаженных Пелагии, Параскевы и Марии. Сама Пречистая Богородица дала преподобному Серафиму устав, которым определен распорядок жизни дивеевских сестер. Каждое утро и вечер насельницы собираются в храм на общее монашеское правило, которое включает чин чтения двенадцати избранных псалмов, поясные поклоны, утренние и вечерние молитвы, полунощницу, чтение Апостола и Евангелия. Батюшка Серафим заповедовал читать сестрам ежедневно три раза во время послушаний молитвенное правильце и весь день держать в уме Иисусову молитву, а также 150 раз прочитывать Архангельское приветствие «Богородице Дево, радуйся...» Регулярно совершаются на скиту службы, на которые приходят помолиться и жители соседних деревень.

Повседневная жизнь скита — это не только молитва, но и труд. После утреннего молитвенного правила у сестер начинаются послушания по хозяйству, которые обеспечивают жизнь скита с ее бытовыми потребностями. Сестры несут послушания в храме, на кухне и трапезе, пекут просфоры для церковных служб, ухаживают за животными, возделывают огороды, украшают территорию скита выращиванием цветов, работают в саду, в швейной мастерской, следят за общим порядком в корпусах.

День на скиту завершается молитвенным правилом. В вечерних сумерках в тишине храма сестры возносят по четкам молитвы Богу, Матери Божией и всем святым с поясными поклонами. С молитвой жизнь обретает новый смысл, а в душе появляется благодарность Господу за все прожитое, за радости и скорби.

Невдалеке от скита, у основания песчаного склона рядом с сосновым лесом сестры обнаружили источник. Место облагородили, устроили колодец и купальню. Вода в Архангельском источнике вкусная и сладкая.

На скиту живут и четвероногие друзья. У каждого из них есть свои обязанности. Послушание охраны скита возложено на двух немецких овчарок — Юнгу и Спарту. У кошек своя охраняемая территория — благодаря им защищены от грызунов ангары, чердачные помещения и жилые здания, а также прилегающие окрестности. Есть на скиту «коты-странники», которые с первым весенним солнцем уходят в поля на охоту и возвращаются только с наступлением крепких морозов. Живет на скиту конь Иордан, на котором сестры ездят в лес за ягодами, грибами и лапником, сеном и травой.