Четвертый удел Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Обитель преподобного Серафима О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима с Н. А. Мотовиловым Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь — одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны по Апостолу страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18).

Преподобный Серафим Саровский

Адрес монастыря

607320, Нижегородская область
Дивеевский район
с. Дивеево
Серафимо-Дивеевский монастырь

Почтовая канцелярия
(информация о требах)
8 (831-34) 4-20-10
diveevo.pochtovik@yandex.ru

Паломнический центр
8 (831-34) 4-34-45

Наш баннер

Расписание богослужений

C 20 по 27 мая

20 мая, воскресенье. Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора

Благовещенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

17.00 Всенощное бдение

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

9.00 Литургия

17.00 Всенощное бдение

23 мая, среда. Апостола Симона Зилота - в Троицком соборе. Свт. Симона, еп. Владимирского и Суздальского - в Успенском храме

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Полиелей

Благовещенский собор

6.45 Общая исповедь

7.00 Литургия

17.00 Полиелей

Казанский собор

11.30 Водосвятный молебен

24 мая, четверг. Равноапп. Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия. Благодарственный молебен на солее

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Полиелей

Благовещенский собор

6.45 Общая исповедь

7.00 Литургия

17.00 Всенощное бдение

25 мая, пятница. Отдание праздника Вознесения Господня Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца - в Троицком соборе. Прп. Антония Радонежского - в Успенском храме

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Заупокойные вечерня и утреня

Благовещенский собор

6.45 Общая исповедь

7.00 Литургия

17.00 Заупокойные вечерня и утреня

26 мая, суббота. Троицкая родительская суббота

Благовещенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия заупокойная. Панихида

17.00 Всенощное бдение

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия заупокойная. Панихида

16.00 Малая вечерня с акафистом

17.00 Всенощное бдение

27 мая, воскресенье. Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница

Благовещенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

18.00 Малое повечерие. Утреня со славословием и акафистом Св. Духу

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

9.00 Литургия. 9 час и великая вечерня

18.00 Малое повечерие. Утреня со славословием и акафистом Св. Духу

общее время на генерацию страницы 6.2710 s
время на работу php-скриптов 5.9805 s
время на запросы к БД 0.2905 s
запросов к БД 225

Летопись

Архангельский скит

На пути из города Арзамаса в село Дивеево, среди безлюдных полей, на месте некогда большого села Ездаково, находится Архангельский скит.

История села Ездаково прослеживается в старинных документах, начиная с XVI века. В это же время был построен первый деревянный храм, освященный в честь Покрова Божией Матери. Село тогда было небольшим, его окружали непроходимые леса.

В XV веке благочестивые жители постро­или в Ездакове небольшую церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Когда село стало расти, на месте деревянной церкви построили новую, каменную. Но со временем и она стала мала. С Божией помощью жители села Ездаково исходатайствовали у епархиального начальства разрешение на постройку каменного храма. Новый храм решили разместить с южной стороны Покровской церкви. Первым делом наладили производство кирпича, и в мае 1895 года строительство началось. Каждый помогал, чем мог. Однако, несмотря на все усилия и жертвы прихожан, за первые пять лет удалось построить лишь фундамент храма. Жителей Ездаково стала угнетать мысль, что начали они, хотя и святое дело, но непосильное. В это время Господь послал им благотворителя в лице чиновника из Нижнего Новгорода Михаила Михайловича Фаворского. Дед Михаила Михайловича перед смертью завещал своему сыну расширить или построить новую церковь в Ездакове. Сын не успел выполнить завещания своего отца, а внук, никем и ничем не побуждаемый, кроме сознания долга христианина и уважения к памяти предков, начал строительство нового храма. И поныне сестры поминают храмоздателя Михаила со сродниками в своих молитвах.

Освящение храма в честь Архангела Михаила состоялось 18/31 мая 1903 года, ровно за два месяца до обретения мощей преподобного Серафима Саровского. Церковь была построена в форме корабля с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид. Белый, с красной крышей и зелеными куполами, храм внутри украсили высоким резным иконостасом, который доходил до потолочных сводов. Роспись стен выполнили арзамасцы — ученики Ступинской школы живописи. Интерьер храма был украшен изящной церковной утварью, привезенной Михаилом Михайловичем Фаворским из-за границы.

В начале XX века село Ездаково переживало период своего расцвета. В нем было около 300 дворов и проживало более тысячи крестьян. Люди жили в селе работящие, хранили крепкие патриархальные устои.

В 20-е годы ХХ века в Нижегородской области запретили колокольный звон. Колокола были сняты для переплавки, а колокольни оставшихся церквей разбирались под кирпич. Храмы в Ездакове лишились всех серебряных и позолоченных предметов, но колокольня уцелела, хотя и осталась без колоколов.

Несмотря на то, что после революции в Нижегородской области шла кампания по закрытию церквей, оба храма в Ездакове действовали еще долгое время. Только в 1938 году официально встал вопрос об их закрытии. 16 июня 1938 года на общем собрании колхозников председатель колхоза С.М. Кузнецов предложил переделать храм в честь Архистратига Божия Михаила под новую школу. Но когда подсчитали, в какую сумму обойдется эта работа, оказалось, что дешевле построить школу на месте старой из новых стройматериалов.

В Архангельском храме устроили склад горюче-смазочных материалов и запчастей для сельхозтехники, а затем зернохранилище. В Покровском храме был открыт клуб с библиотекой и кинотеатром; по вечерам в нем устраивались танцы.

В 70-е годы в СССР проводилась политика укрупнения колхозов и ликвидации так называемых неперспективных деревень. В число неперспективных попало и село Ездаково. Коренные жители стали переезжать в город Арзамас и соседние села. В 1986 году село опустело. Очень быстро место, где находилось село, заросло травой и кустарником.

В 1997 году 206 гектаров земли села Ездакова и прилегающих окрестных территорий были переданы Серафимо-Дивеевскому монастырю для ведения подсобного хозяйства. С этого момента начинается история Архангельского скита.

Игумения Сергия с первыми сестрами приехали в безлюдное, глухое место после праздника Благовещения Пресвятой Богородицы весной 1997 года. Чувство грусти вызывала картина запустения и разрухи: земли, заросшие лопухом в рост человека и жгучей крапивой, размытое бездорожье после весенних дождей, развалины некогда величественных храмов. Но благодать Христова укрепляет тех, кто в послушании и с верой в помощь Божию возрождает церковную жизнь.

В разрушенном Архангельском храме прочитали акафист Архангелу Михаилу — с этого начался труд по становлению жизни скита. В первую очередь занялись строительством корпуса для насельниц. Он получился небольшим и состоял из сруба с печкой посередине и двухъярусными кроватями вокруг. Это была кухня и место для ночлега одновременно. К срубу пристроили трапезную, в которой сестры трапезничали, а также читали неусыпаемую Псалтырь, утреннее и вечернее правило.

Окультуривание земель осложнялось наличием ям, погребов и фундаментов построек бывшего села. Вручную со вспаханных огородов сестры выносили камни и кирпичи. Нередко попадались целые кирпичные и каменные глыбы, которые было под силу увезти только тракторам. Территорию под сад выравнивали бульдозерами. Но еще до сих пор после каждой пахоты земля возвращает из своих недр домашнюю утварь и бытовые принадлежности давно ушедших отсюда жителей.

Реставрационные работы Архангельского храма начали с восстановления крыши. Немало ушло времени и сил, прежде чем главу храма увенчали пять куполов с сияющими на солнце крестами. Затем приступили к внутренней отделке. С Божией помощью, стараниями рабочих и сестер, храм внутри засиял белизной стен, а на восстановленном деревянном полу, покрытом лаком, отразились блики зажженных свечей. 19 ноября 1998 года храм был освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем в честь Воспоминания чуда Архистратига Михаила в Хонех.

Груду развалин представлял собой второй зимний храм — в честь Покрова Божией Матери. В один день в церкви обрушились свод и большая часть стен. Сохранились старинные чертежи Покровской церкви, по ним начали восстановительные работы. В 2004 году она была полностью восстановлена и 31 декабря того же года заново освящена епископом (ныне митрополитом) Нижегородским и Арзамасским Георгием в честь образа Божией Матери «Спорительница хлебов». Освящение престола именно в честь этой иконы объяснялось тем, что на обширных скитских полях возделываются зерновые культуры: пшеница, рожь, ячмень, овес. В 2009 году храм был расписан сюжетами из земной жизни Пресвятой Богородицы, от Ее рождения и до успения.

Святынями храмов Архангельского скита являются расписанный крест с могилы блаженной Пелагии Дивеевской, ковчег с частицами мощей святых угодников третьего удела Божьей Матери — Киево-Печерской лавры. В храмах хранятся частицы мощей дивеевских святых — батюшки Серафима, преподобных Александры, Марфы и Елены, блаженных Пелагии, Параскевы и Марии. Сама Пречистая Богородица дала преподобному Серафиму устав, которым определен распорядок жизни дивеевских сестер. Каждое утро и вечер насельницы собираются в храм на общее монашеское правило, которое включает чин чтения двенадцати избранных псалмов, поясные поклоны, утренние и вечерние молитвы, полунощницу, чтение Апостола и Евангелия. Батюшка Серафим заповедовал читать сестрам ежедневно три раза во время послушаний молитвенное правильце и весь день держать в уме Иисусову молитву, а также 150 раз прочитывать Архангельское приветствие «Богородице Дево, радуйся...» Регулярно совершаются на скиту службы, на которые приходят помолиться и жители соседних деревень.

Повседневная жизнь скита — это не только молитва, но и труд. После утреннего молитвенного правила у сестер начинаются послушания по хозяйству, которые обеспечивают жизнь скита с ее бытовыми потребностями. Сестры несут послушания в храме, на кухне и трапезе, пекут просфоры для церковных служб, ухаживают за животными, возделывают огороды, украшают территорию скита выращиванием цветов, работают в саду, в швейной мастерской, следят за общим порядком в корпусах.

День на скиту завершается молитвенным правилом. В вечерних сумерках в тишине храма сестры возносят по четкам молитвы Богу, Матери Божией и всем святым с поясными поклонами. С молитвой жизнь обретает новый смысл, а в душе появляется благодарность Господу за все прожитое, за радости и скорби.

Невдалеке от скита, у основания песчаного склона рядом с сосновым лесом сестры обнаружили источник. Место облагородили, устроили колодец и купальню. Вода в Архангельском источнике вкусная и сладкая.

На скиту живут и четвероногие друзья. У каждого из них есть свои обязанности. Послушание охраны скита возложено на двух немецких овчарок — Юнгу и Спарту. У кошек своя охраняемая территория — благодаря им защищены от грызунов ангары, чердачные помещения и жилые здания, а также прилегающие окрестности. Есть на скиту «коты-странники», которые с первым весенним солнцем уходят в поля на охоту и возвращаются только с наступлением крепких морозов. Живет на скиту конь Иордан, на котором сестры ездят в лес за ягодами, грибами и лапником, сеном и травой.