Четвертый удел Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Обитель преподобного Серафима О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима с Н. А. Мотовиловым Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь — одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны по Апостолу страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18).

Преподобный Серафим Саровский

Адрес монастыря

607320, Нижегородская область
Дивеевский район
с. Дивеево
Серафимо-Дивеевский монастырь

Почтовая канцелярия
(информация о требах)
8 (831-34) 4-20-10
diveevo.pochtovik@yandex.ru

Паломнический центр
8 (831-34) 4-34-45

Наш баннер

Расписание богослужений

C 10 по 17 декабря

10 декабря, воскресенье. Неделя 27-я по Пятидесятнице. Иконы Божией Матери, именуемой “Знамение”. Вмч. Иакова Персянина

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

9.00 Литургия

17.00 Всенощное бдение

Казанский собор

17.00 Всенощное бдение

11 декабря, понедельник. Сщмч. митр. Серафима Чичагова. Сщмч. Василия диакона

Казанский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Ранняя литургия

7.30 Параклис с водосвятным молебном

8:30 Поздняя литургия

11:30 Водосвятный молебен

17.00 Парастас

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня

12 декабря, вторник. Мч. Парамона. Прп. Нектария Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Акакия Синайского

Казанский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия заупокойная

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

13 декабря, среда. Апостола Андрея Первозванного

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

14 декабря, четверг. Прор. Наума. Мц. Анисии

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня

15 декабря, пятница. Прор. Аввакума. Мц. Миропии

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня со славословием

16 декабря, суббота. Прор. Софонии. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского

Троицкий собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

8.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

Преображенский собор

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

17 декабря, воскресенье. Неделя 2-я по Пятидесятнице. Вмц. Варвары. Прп. Иоанна Дамаскина

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

9.00 Литургия

17.00 Всенощное бдение

общее время на генерацию страницы 2.5652 s
время на работу php-скриптов 2.5460 s
время на запросы к БД 0.0192 s
запросов к БД 3

Гость монастыря

Что может уничтожить нашу радость?

Беседа с архимандритом Антонием (Гулиашвили)

http://www.4udel.nne.ru/

– Батюшка, мы знаем, что вы в 1991 года сопровождали мощи батюшки Серафима от Москвы и до Дивеево. Как преподобный Серафим вошел в вашу жизнь?

– Я читал, знакомился с его житием и на каждом шагу убеждался, что это не человек, а любовь. Для меня преподобный Серафим Саровский стал знаменем добра. Ни одного момента в его жизни нет, когда бы он кому-нибудь нагрубил, кого-нибудь оскорбил. Он полностью отдал себя Богу, и Господь оценил его труды, оценил его ревность. Преподобный Серафим Саровский получил благодать от Господа, и все, что он благословлял, все сбывается по сегодняшний день, и завтра, и послезавтра, и через десять лет будет сбываться.

– А как вы оказались в Москве в 1991 году? Как получилось, что вы присоединились тогда к крестному ходу?

– В Елоховский собор я часто приходил, когда бывал в Москве. Однажды приезжаю – а там мощи Серафима Саровского. Я попросил разрешить мне акафист почитать у мощей. И мне удалось не один, а больше пяти почитать акафистов. А потом уже, конечно, я загорелся желанием принять участие в крестном ходе. И так случилось, что Святейший благословил мне облачиться и включиться в крестный ход, и я сюда приехал. Может быть, просто Серафиму Саровскому хотелось рядом с собой меня иметь в то время?

А когда приехали в Дивеево, было назначено, по-моему, пять служб. Первая литургия служилась в 12 часов ночи в маленьком приделе в Троицком соборе. И возглавлял ее митрополит Питирим. И на этой службе запомнился мне момент, как одна бесноватая, кричала, ругалась, даже плохими словами ругалась всю службу, особенно во время Херувимской и до конца. Она выстояла, и для меня было очень удивительно и радостно, что эта женщина после окончания службы абсолютно исцелилась, стала совершенно нормальной. У нее была настолько сильная вера, что она получила исцеление.

– Как вы пришли к вере?

– Я воспитывался, можно сказать, в нерелигиозной семье. А в том районе, где мы жили, рядом с нами на Святой горе Давида, стоит храм в честь святого благоверного князя Михаила Тверского, построенный к 300-летию дома Романовых. Сначала мы играли в футбол около этой церкви. А потом я стал ее прихожанином. Достаточно было услышать колокольный звон, я все бросал и бежал в церковь, не понимая еще, зачем я бегу, но мне там нравилось.

Иконостас у нас в храме был вызолоченный, четырехъярусный, а в Грузии обычно иконостасы одноярусные. С детства у меня была мечта попасть за эту золотую стенку. И меня позже, действительно, ввели в алтарь, и я стал прислуживать. Однажды у нас в день памяти святого Михаила Тверского служил Святейший, и он сказал про меня: «Этот молодой человек с завтрашнего дня будет у меня». Так я стал иподиаконом, но никогда не думал стать священником. Я работал в театре имени Грибоедова заведующим мебельно-реквизиторским цехом, техническим работником, но в церковь ходил всегда. А в то время стоял вопрос об открытии в Грузии богословских курсов, и Святейший спросил меня: «А ты, молодой человек, не собираешься подавать заявление?» На следующий день я принес заявление и был принят в семинарию. Мама была очень против, три раза травилась, один раз вешалась, но Господь сохранил ее. На пятый день приезжает мама в семинарию: «Где тут мой дурак, покажите, пожалуйста, его». А матушка там была Татьяна, она сказала: «Он уже не твой сын, а мой». Она взялась быть моей духовной матерью. А мама постепенно привыкала, привыкала, привыкала... Очень большой подмогой мне были Патриарх Ефрем и отец Иоанн Крестьянкин. Каждый раз, когда я приезжал в Псково-Печерский монастырь, батюшка спрашивал: «Как мамочка?» За десять лет до маминой смерти он сказал: «Не умрет, пока не примет иночество». И представьте себе, что за пять дней до смерти мама стала инокиней.

Перелом в ее жизни, мне кажется, случился, когда мы с ней приехали в Печоры. Площадь Успенская забита народом, в пещеры, конечно, никого не пускают – сороковой день владыки Феодора. И мы среди народа стоим в отчаянии, что мы абсолютно никого не знаем. Вдруг  шумок, шумок, шумок... Расступаются люди, ведут какого-то старичка, а это и был Иоанн Крестьянкин. Расступились люди, сделали коридор, и вдруг отец Иоанн берет маму за руку: «Феодосьюшка, пойдем со мной». И завел нас в пещеры. Потом мама рассказывала: «У меня подкосились ноги. Он меня никогда не видел и назвал по имени».

– Батюшка, а как соотносится свободное произволение человека и воля Божия о нем?

– В молитве «Отче наш» мы говорим: «Да будет воля Твоя...» Понимаете, да? Этим все вопросы исчерпаны. Однажды у отца Иоанна я был свидетелем, как один батюшка в возрасте, довольно-таки маститый священнослужитель, заслуженный, задает вопрос батюшке: «А можно я приобрету машину?» Батюшка отвечает: «Не надо. Зачем она тебе?» Они продолжают беседовать, и опять по ходу беседы тот священник вставляет свою просьбу, ему хочется машину на старости лет. Батюшка отвечает то же самое, но уже со ссылкой: «Вот, святые отцы не советуют...» И вот уже батюшка прощается с ним в дверях и опять повторяет свою просьбу. «Делай, как хочешь», – говорит отец Иоанн. Что Вы думаете? Он купил машину, через неделю или через две она была сплющена, как консервная банка, но все остались живы.

Господь видит, что человеку что-то будет неполезно, поэтому и не исполняет его прошения. И за это надо благодарить Бога. Потому что «не так, как я хочу, а как Ты, Господи…»

– Но у нас такое нетерпение, нам же все хочется побыстрее...

– Потому что руководит нами плоть.

– А вот как открыть в себе ту красоту, которая заложена в нас Богом?

– Смирением. Святые отцы говорят, что гордость – источник всякого нечестия, а смирение – это источник всякого благочестия. Потому-то Господь и начинает Свои заповеди со смирения, желая с корнем исторгнуть гордость из душ людей, слушающих его. А кто умаляет и уничижает себя, того преумудряет Господь.

– Вы знали столько замечательных людей – пять грузинских Патриархов, трех русских Патриархов и старцев знаменитых… Что у этих людей было общего?

– Любовь. Любовь и, конечно, вера. И необыкновенная простота. Помню, идет служба в кафедральном соборе. Будний день, Святейший Патриарх Каллистрат молится в алтаре,  поют «Блаженны...», малый вход, а пономаря нет. Тогда Святейший берет свечу и выходит с ней, как пономарь. «Ваше Святейшество, что Вы делаете?» – спрашивают его. А он отвечает: «Неужели Вам жалко, чтобы я пять минут побыл Иоанном Крестителем?»

Вот самое главное: даже занимая высокое положение, оставаться человеком. Если архиерей не умеет разжигать кадило, то он плохой архиерей. Владыка Антоний Сурожский после службы мыл пол в храме, однако он оставался архиереем. Схиархимандрит Андроник (Лукаш) три года убирал общественные туалеты на территории монастыря, и никто об этом не знал.

– А как вы посоветуете сохранить внутренний мир и внутреннюю тишину?

– Постоянно держать в уме молитву Ефрема Сирина. А если она не доходит до тебя, то открыть Шекспира, который говорит: «Чужих грехов судить вы так усердно рветесь, начните со своих – и до чужих не доберетесь».

– Батюшка, апостол Павел говорил: «Всегда радуйтесь, за все благодарите». Вам так удается жить?

– Знаете, в последнее время стало удаваться. Мне очень помогает молитва Ефрема Сирина и молитва Иисусова. Зло, смерть, грех, диавол и ад побеждены. А когда все это побеждено, есть ли что-нибудь в этом мире, что может уничтожить нашу радость? 

– Нам очень дорого все, что касается всех уделов Пресвятой Богородицы. Нам хочется, конечно, знать, как там на Афоне, как в Киеве, как в Грузии. Скажите свое слово о Грузии, что это за место такое на Земле?

– В первую очередь это удел Божией Матери. Пресвятая Богородица просила дать Ей Иверскую страну для просвещения верой Христовой, и в акафисте Иверской иконе говорится: «Не только в настоящем, но и в будущем веце Ты будешь наша защитница». Но вопрос в том, насколько ты оправдываешь это доверие? Есть замечательное стихотворение у Акакия Церетели, там такие слова: «Матерь Божия, Твой удел – это Грузия многострадальная, не отвернись от нас, но повернись к нам лицом». И когда мы чувствуем охлаждение веры в себе, когда совершаем не то, что нужно, то мы видим, что Пресвятая Богородица спиной стоит к нам, и мы умоляем Ее, чтобы Она повернулась к нам лицом. Но ведь Она может и не повернуться. И тогда вот эта многострадальная Иверская страна может остаться без Покрова. Оправдать доверие Божией Матери – вот наша обязанность. А если мы будем кичиться тем, что Она – Хозяйка нашей страны, и поэтому мы можем делать, что угодно, то последствия могут быть самые печальные.

В Грузии такая притча есть – человек тонул: «Господи, помоги!» – «Не помогу, Я тебе уже помог, когда дал руки и ноги. Пошевели руками и ногами – и выплывешь».