Четвертый удел Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Обитель преподобного Серафима О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима с Н. А. Мотовиловым Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь — одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны по Апостолу страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18).

Преподобный Серафим Саровский

Адрес монастыря

607320, Нижегородская область
Дивеевский район
с. Дивеево
Серафимо-Дивеевский монастырь

Почтовая канцелярия
(информация о требах)
8 (831-34) 4-20-10
diveevo.pochtovik@yandex.ru

Паломнический центр
8 (831-34) 4-34-45

Наш баннер

Расписание богослужений

C 17 по 24 сентября

17 сентября, воскресенье. Неделя 15-я по Пятидесятнице. Иконы Божией Матери “ Неопалимая купина”. Собор новомучеников и исповедников Казахстанских

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

9.00 Литургия

17.00 Вечерня и утреня с акафистом Св. Троице

18 сентября, понедельник. Прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня

Казанский собор

11.30 Водосвятный молебен

19 сентября, вторник. Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

Казанский собор

17.00 Всенощное бдение

20 сентября, среда. Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы Сщмч. Евгения, митр. Горьковского. Обретение мощей блаженных Пелагии, Параскевы и Марии Дивеевских

Казанский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Параклис с водосвятным молебном

6.30 Литургия. Молебен у мощей

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

21 сентября, четверг. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Приснодевы Марии

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия. Крестный ход по святой Канавке

17.00 Полиелей

23 сентября, суббота. Суббота пред Воздвижением. Мцц. Минодоры, Митродоры и Нимфодоры

Троицкий собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

8.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

Преображенский собор

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

24 сентября, воскресенье. Неделя 16-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Прп. Силуана Афонского

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

9.00 Литургия

17.00 Полиелей

общее время на генерацию страницы 2.9363 s
время на работу php-скриптов 2.9042 s
время на запросы к БД 0.0321 s
запросов к БД 3

Гость монастыря

Что может уничтожить нашу радость?

Беседа с архимандритом Антонием (Гулиашвили)

http://diveevo.nne.ru/

– Батюшка, мы знаем, что вы в 1991 года сопровождали мощи батюшки Серафима от Москвы и до Дивеево. Как преподобный Серафим вошел в вашу жизнь?

– Я читал, знакомился с его житием и на каждом шагу убеждался, что это не человек, а любовь. Для меня преподобный Серафим Саровский стал знаменем добра. Ни одного момента в его жизни нет, когда бы он кому-нибудь нагрубил, кого-нибудь оскорбил. Он полностью отдал себя Богу, и Господь оценил его труды, оценил его ревность. Преподобный Серафим Саровский получил благодать от Господа, и все, что он благословлял, все сбывается по сегодняшний день, и завтра, и послезавтра, и через десять лет будет сбываться.

– А как вы оказались в Москве в 1991 году? Как получилось, что вы присоединились тогда к крестному ходу?

– В Елоховский собор я часто приходил, когда бывал в Москве. Однажды приезжаю – а там мощи Серафима Саровского. Я попросил разрешить мне акафист почитать у мощей. И мне удалось не один, а больше пяти почитать акафистов. А потом уже, конечно, я загорелся желанием принять участие в крестном ходе. И так случилось, что Святейший благословил мне облачиться и включиться в крестный ход, и я сюда приехал. Может быть, просто Серафиму Саровскому хотелось рядом с собой меня иметь в то время?

А когда приехали в Дивеево, было назначено, по-моему, пять служб. Первая литургия служилась в 12 часов ночи в маленьком приделе в Троицком соборе. И возглавлял ее митрополит Питирим. И на этой службе запомнился мне момент, как одна бесноватая, кричала, ругалась, даже плохими словами ругалась всю службу, особенно во время Херувимской и до конца. Она выстояла, и для меня было очень удивительно и радостно, что эта женщина после окончания службы абсолютно исцелилась, стала совершенно нормальной. У нее была настолько сильная вера, что она получила исцеление.

– Как вы пришли к вере?

– Я воспитывался, можно сказать, в нерелигиозной семье. А в том районе, где мы жили, рядом с нами на Святой горе Давида, стоит храм в честь святого благоверного князя Михаила Тверского, построенный к 300-летию дома Романовых. Сначала мы играли в футбол около этой церкви. А потом я стал ее прихожанином. Достаточно было услышать колокольный звон, я все бросал и бежал в церковь, не понимая еще, зачем я бегу, но мне там нравилось.

Иконостас у нас в храме был вызолоченный, четырехъярусный, а в Грузии обычно иконостасы одноярусные. С детства у меня была мечта попасть за эту золотую стенку. И меня позже, действительно, ввели в алтарь, и я стал прислуживать. Однажды у нас в день памяти святого Михаила Тверского служил Святейший, и он сказал про меня: «Этот молодой человек с завтрашнего дня будет у меня». Так я стал иподиаконом, но никогда не думал стать священником. Я работал в театре имени Грибоедова заведующим мебельно-реквизиторским цехом, техническим работником, но в церковь ходил всегда. А в то время стоял вопрос об открытии в Грузии богословских курсов, и Святейший спросил меня: «А ты, молодой человек, не собираешься подавать заявление?» На следующий день я принес заявление и был принят в семинарию. Мама была очень против, три раза травилась, один раз вешалась, но Господь сохранил ее. На пятый день приезжает мама в семинарию: «Где тут мой дурак, покажите, пожалуйста, его». А матушка там была Татьяна, она сказала: «Он уже не твой сын, а мой». Она взялась быть моей духовной матерью. А мама постепенно привыкала, привыкала, привыкала... Очень большой подмогой мне были Патриарх Ефрем и отец Иоанн Крестьянкин. Каждый раз, когда я приезжал в Псково-Печерский монастырь, батюшка спрашивал: «Как мамочка?» За десять лет до маминой смерти он сказал: «Не умрет, пока не примет иночество». И представьте себе, что за пять дней до смерти мама стала инокиней.

Перелом в ее жизни, мне кажется, случился, когда мы с ней приехали в Печоры. Площадь Успенская забита народом, в пещеры, конечно, никого не пускают – сороковой день владыки Феодора. И мы среди народа стоим в отчаянии, что мы абсолютно никого не знаем. Вдруг  шумок, шумок, шумок... Расступаются люди, ведут какого-то старичка, а это и был Иоанн Крестьянкин. Расступились люди, сделали коридор, и вдруг отец Иоанн берет маму за руку: «Феодосьюшка, пойдем со мной». И завел нас в пещеры. Потом мама рассказывала: «У меня подкосились ноги. Он меня никогда не видел и назвал по имени».

– Батюшка, а как соотносится свободное произволение человека и воля Божия о нем?

– В молитве «Отче наш» мы говорим: «Да будет воля Твоя...» Понимаете, да? Этим все вопросы исчерпаны. Однажды у отца Иоанна я был свидетелем, как один батюшка в возрасте, довольно-таки маститый священнослужитель, заслуженный, задает вопрос батюшке: «А можно я приобрету машину?» Батюшка отвечает: «Не надо. Зачем она тебе?» Они продолжают беседовать, и опять по ходу беседы тот священник вставляет свою просьбу, ему хочется машину на старости лет. Батюшка отвечает то же самое, но уже со ссылкой: «Вот, святые отцы не советуют...» И вот уже батюшка прощается с ним в дверях и опять повторяет свою просьбу. «Делай, как хочешь», – говорит отец Иоанн. Что Вы думаете? Он купил машину, через неделю или через две она была сплющена, как консервная банка, но все остались живы.

Господь видит, что человеку что-то будет неполезно, поэтому и не исполняет его прошения. И за это надо благодарить Бога. Потому что «не так, как я хочу, а как Ты, Господи…»

– Но у нас такое нетерпение, нам же все хочется побыстрее...

– Потому что руководит нами плоть.

– А вот как открыть в себе ту красоту, которая заложена в нас Богом?

– Смирением. Святые отцы говорят, что гордость – источник всякого нечестия, а смирение – это источник всякого благочестия. Потому-то Господь и начинает Свои заповеди со смирения, желая с корнем исторгнуть гордость из душ людей, слушающих его. А кто умаляет и уничижает себя, того преумудряет Господь.

– Вы знали столько замечательных людей – пять грузинских Патриархов, трех русских Патриархов и старцев знаменитых… Что у этих людей было общего?

– Любовь. Любовь и, конечно, вера. И необыкновенная простота. Помню, идет служба в кафедральном соборе. Будний день, Святейший Патриарх Каллистрат молится в алтаре,  поют «Блаженны...», малый вход, а пономаря нет. Тогда Святейший берет свечу и выходит с ней, как пономарь. «Ваше Святейшество, что Вы делаете?» – спрашивают его. А он отвечает: «Неужели Вам жалко, чтобы я пять минут побыл Иоанном Крестителем?»

Вот самое главное: даже занимая высокое положение, оставаться человеком. Если архиерей не умеет разжигать кадило, то он плохой архиерей. Владыка Антоний Сурожский после службы мыл пол в храме, однако он оставался архиереем. Схиархимандрит Андроник (Лукаш) три года убирал общественные туалеты на территории монастыря, и никто об этом не знал.

– А как вы посоветуете сохранить внутренний мир и внутреннюю тишину?

– Постоянно держать в уме молитву Ефрема Сирина. А если она не доходит до тебя, то открыть Шекспира, который говорит: «Чужих грехов судить вы так усердно рветесь, начните со своих – и до чужих не доберетесь».

– Батюшка, апостол Павел говорил: «Всегда радуйтесь, за все благодарите». Вам так удается жить?

– Знаете, в последнее время стало удаваться. Мне очень помогает молитва Ефрема Сирина и молитва Иисусова. Зло, смерть, грех, диавол и ад побеждены. А когда все это побеждено, есть ли что-нибудь в этом мире, что может уничтожить нашу радость? 

– Нам очень дорого все, что касается всех уделов Пресвятой Богородицы. Нам хочется, конечно, знать, как там на Афоне, как в Киеве, как в Грузии. Скажите свое слово о Грузии, что это за место такое на Земле?

– В первую очередь это удел Божией Матери. Пресвятая Богородица просила дать Ей Иверскую страну для просвещения верой Христовой, и в акафисте Иверской иконе говорится: «Не только в настоящем, но и в будущем веце Ты будешь наша защитница». Но вопрос в том, насколько ты оправдываешь это доверие? Есть замечательное стихотворение у Акакия Церетели, там такие слова: «Матерь Божия, Твой удел – это Грузия многострадальная, не отвернись от нас, но повернись к нам лицом». И когда мы чувствуем охлаждение веры в себе, когда совершаем не то, что нужно, то мы видим, что Пресвятая Богородица спиной стоит к нам, и мы умоляем Ее, чтобы Она повернулась к нам лицом. Но ведь Она может и не повернуться. И тогда вот эта многострадальная Иверская страна может остаться без Покрова. Оправдать доверие Божией Матери – вот наша обязанность. А если мы будем кичиться тем, что Она – Хозяйка нашей страны, и поэтому мы можем делать, что угодно, то последствия могут быть самые печальные.

В Грузии такая притча есть – человек тонул: «Господи, помоги!» – «Не помогу, Я тебе уже помог, когда дал руки и ноги. Пошевели руками и ногами – и выплывешь».