Четвертый удел Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Обитель преподобного Серафима О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима с Н. А. Мотовиловым Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь — одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны по Апостолу страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18).

Преподобный Серафим Саровский

Адрес монастыря

607320, Нижегородская область
Дивеевский район
с. Дивеево
Серафимо-Дивеевский монастырь

Почтовая канцелярия
(информация о требах)
8 (831-34) 4-20-10
diveevo.pochtovik@yandex.ru

Паломнический центр
8 (831-34) 4-34-45

Наш баннер

Расписание богослужений

C 23 по 30 апреля

23 апреля, воскресенье. Антипасха. Неделя 2-ая по Пасхе, апостола Фомы

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом преподобному Серафиму

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

8.30 Литургия. Крестный ход по святой Канавке

17.00 Вечерня. Утреня с акафистом Воскресению Христову

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

24 апреля, понедельник. Сщмч. Антипы, еп. Пергама Асийского

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня. Панихида после 1-го часа

Казанский собор

11.30 Водосвятный молебен

Благовещенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

25 апреля, вторник. Радоница. Поминовение усопших. Прп. Василия исп., еп.Парийского

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия. Панихида

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

Благовещенский собор

5.15 Общая исповедьй

5.30 Литургия

26 апреля, среда. Прмц. Марфы (Тестовой) Дивеевской

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня

Казанский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

27 апреля, четверг. Свт. Мартина исп., папы Римского

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня

Казанский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

28 апреля, пятница. Апп. от 70-ти Аристарха, Пуда и Трофима

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня

Казанский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Преображенский собор

17.00 Всенощное бдение

29 апреля, суббота. Мцц. Агапии, Ирины и Хионии. Прав. Феодоры Нижегородской

Троицкий собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

8.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

Преображенский собор

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

30 апреля, воскресенье. Неделя з-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

8.30 Литургия. Крестный ход по святой Канавке

17.00 Вечерня и утреня с акафистом Воскресению Христову

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

общее время на генерацию страницы 0.5436 s
время на работу php-скриптов 0.5367 s
время на запросы к БД 0.0069 s
запросов к БД 3

Гость монастыря

Жить ради других

Беседа с епископом Душанбинским и Таджикистанским Питиримом (Твороговым)

http://www.4udel.nne.ru/

Владыка, ваша епископская хиротония состоялась в 2012 году 1 августа здесь, в Дивееве. У вас какие-то особенные отношения с преподобным Серафимом?

Первый раз меня сюда привез в 1997 году мой духовник иеромонах Гавриил (Крылов), пустынник, который прожил более двадцати лет в горах Кавказа. Это удивительное место сразу произвело на меня неизгладимое впечатление, и сразу начались чудеса. Один пророческий случай могу вам рассказать. Я совершенно не помышлял о монашестве. Думал, что это очень трудный путь, одинокий, и мне казалось, что это не мой путь. Однажды мы здесь, в монастыре, пришли с батюшкой в трапезную, сели обедать. Когда я садился на стул, на нем ничего не было, а после обеда смотрю ‒ четки на стуле висят. Батюшка говорит: «Это значит, тебе монахом быть». Вот такое было указание.

Три с половиной года мы были с ним вместе. И за это время много раз бывали в Дивееве, я даже со счету сбился. И каждый раз это, конечно, была незабываемая поездка, каждый раз разная; и преподобный Серафим здесь и утешал, и вразумлял, и исправлял.

Наверное, и дивеевские матушки, похороненные на Пятницом кладбище в Москве, похлопотали за вас? Вы ведь алтарничали там в кладбищенской церкви Животворящей Троицы. А вы можете, исходя из опыта общения с отцом Гавриилом, дать определение, что такое ‒ настоящая жизнь во Христе?

В первую очередь, это, конечно, самоотречение и забвение самого себя, жизнь ради других. Собственно, меня и поразило в батюшке больше всего то, что он берет на себя наши немощи, наши тяжести и несет. Я думал, что такого вообще уже не бывает, что такие люди, может быть, были в какой-то глубокой древности. И вдруг я вижу перед собой такой живой образец. Это потрясло меня до глубины души и заставило самого измениться.

Как произошла ваша встреча?

Батюшку пригласили освятить квартиру к моему знакомому. И, удивительно, отец Гавриил признавался в этом позже, при первой нашей встрече у него возникло чувство, что он меня давно знает. То есть Господь как бы вручил меня ему.

Это был постный день, и нас предупредили, что если будем угощать священника, надо приготовить постную еду. А что такое постная еда для невоцерковленного человека? Кто-то наделал нам винегрета, а я нарезал салат с майонезом, с яйцами и рыбой. Сели есть. Батюшка говорит: «Вот это, по-моему, непостное». Я сразу салат убрал. А когда он ушел, салат оказался протухший. Я тогда призадумался, что это неспроста. Потом попросился на беседу к батюшке. Что я его спрашивал? Что он мне отвечал? Помню только, что на ногах у него были разные носки, он немножко юродствовал. И рядом с ним было просто, хорошо и тепло. Казалось, что другого такого человека нигде в мире нет. И я поступил к нему в беспрекословное послушание. Он меня потом возил на Кавказ, мы с ним ходили в горы, мы пытались строить какую-то келью, ничего у нас не вышло. Он возил меня в Дивеево, возил к себе на родину в Тюмень, в Тобольск, на Соловки. Причем, у него не было паспорта. Было свидетельство о рождении и была справка, что он заштатный священник. И по этому свидетельству о рождении, по этой справке я ему покупал билеты постоянно во все концы нашей православной России. И никогда проблем не было.

А он уже в то время не жил на Кавказе?

Там тогда война была. И он был очень больной. В юности, когда служил в армии, батюшка получил смертельную дозу радиации. Он выжил, но лучевая болезнь у него осталась. Может быть, ему помогло то, что он двадцать лет в горах прожил? Хотя, как он там жил… Его засыпало снегом, бесы являлись ему видимым образом. Конечно, у него был богатый опыт духовной жизни, и можно было столько от него получить, а у меня все время шла мысленная брань. Может быть, современные люди не очень понимают, что это такое ‒ быть рядом со старцем, рядом с подвижником. Это ‒ постоянная борьба, потому что через тебя на него враг действовать начинает, и ты становишься орудием этого бесовского нападения, и очень сложно этому сопротивляться. Я находился, как в огне. У меня постоянно были помыслы; доходило до такого, что я батюшку ненавидел, я не мог с ним молиться и находиться в одной комнате. Я батюшке про это говорил, он за меня молился, и от меня это бесовское нападение отступало. Многие мечтают: «Вот, хочу, чтоб духовник был у меня святой, чтоб был старец». Они не понимают, о чем просят Бога. Это такой крест, это так сложно. Потому что рядом со старцем ты можешь в беса превратиться, если не будешь бесу сопротивляться. Очень много нужно смиряться, очень много нужно терпеть.

Как вы думаете, почему свое желание состояться в жизни люди редко связывают с духовной жизнью; их планы чаще нацелены на материальную земную жизнь?

Живя в мире, человек не может вовсе не заботиться о потребном для жизни. Но мирской дух сладко увлекает нас, он привлекает богатством, роскошью, честолюбием, заманивает человеческую душу в свои сети. И тогда сердце, пекущееся о житейских вещах, особенно излишних, оставляет Господа, ведь что полюбит человек, в чем будет общаться, то и найдет: полюбит земное — земное и найдет. Поэтому житейские заботы должны быть на втором плане, не следует прилагать к ним свое сердце. Этот глубочайший смысл жизни ‒ не монашеский, а всеобщий, ведь и в миру можно Богу служить. Так же, как, например, служили Мотовилов и Мантуров. Они отказались от земного благополучия, желая одного — к Богу устремляться сердцем как к единому совершеннейшему благу, достойному того, чтобы любить Его больше всего другого.

У современных людей одни сплошные проблемы: налоги, квартиры, машины, жена, дети, муж и т. д. Они нас переполняют, нам просто невозможно с ними справиться. А какие проблемы, действительно, важны, когда ты стоишь пред лицом Бога?

Те, которые нас от Бога загораживают, которые нас отодвигают от Бога. Все то, что вы назвали, ‒ это наша обычная человеческая жизнь, и не надо на этом зацикливаться или роптать на Бога, что большая квартплата или чего-то вам в жизни не хватает. Все познается в сравнении. Если мы возьмем Таджикистан, то там коммунальные услуги меньше стоят, но уровень жизни настолько ниже и доходов практически нет, что наша с вами жизнь покажется очень благополучной. А наша с вами благополучная жизнь по сравнению, скажем, с жизнью американца или жителя Западной Европы нам покажется скудной, бедной и несчастной. Но чем больше благополучия, тем мы дальше от Бога оказываемся, по слову Господа, сказавшему, что трудно богатому войти в Царство Небесное. И поэтому те условия, в которых, например, мои таджикистанцы находятся, ‒ самые благоприятные для спасения. Хотя они и очень тяжелые. Бабушки русские голодают, у них пенсия в переводе на наши деньги, может быть, около двух тысяч рублей. Ну, что на эту пенсию купишь? У них нет отопления, и топиться им зимой можно только нагревательными приборами. Они за электричество заплатить не могут, поэтому мерзнут. Помощи им ждать неоткуда. Дети уехали в Россию, бросили их. А за ними охотятся бандиты, чтоб квартиру отобрать, как у нас было в 90-е, и убивают их или просто выселяют из квартиры. Я когда попал в Таджикистан, было такое впечатление, что оказался в криминальном постсоветском или позднесоветском прошлом конца 80-х — начала 90-х, такая разруха и нищета в стране. Ну, слава Богу, есть храм, им есть куда приходить. Мы их как-то отогреваем, одеваем, отмываем, кормим.

Чему вас научили эти три года в Таджикистане?

Я там огромный опыт, конечно, приобрел ‒ как будто не три года, а тридцать лет прошло. Очень много скорбей. А когда узнаешь вкус горя, то учишься сочувствовать ближним, понимать чужую скорбь. К нам приходят и мусульмане, свечки ставят, к иконам прикладываются, на молебнах стоят. Причем, им помощь идет быстрее, чем православным.

Почему?

Наши тоже меня об этом спрашивают. Я им отвечаю: «Потому что вы спасаетесь этими скорбями, а в отношении иноверцев действует призывающая благодать, их святые зовут: „Давайте, давайте, ходите к нам, здесь истина, здесь настоящая вера“».

А какие традиции уже появились у вас в Таджикистане?

Каждый день недели, кроме воскресенья и понедельника, в 7 часов утра мы служим молебен какому-нибудь святому: во вторник ‒ преподобному Сергию, в среду ‒ блаженной Матроне, в четверг ‒ святителю Николаю, в честь которого у нас храм освящен, в пятницу ‒ с утра преподобному Серафиму Саровскому, а вечером Иоанну Русскому, в субботу ‒ святителю Луке Войно-Ясенецкому. У нас есть иконы всем этим святым, есть частички мощей. Еще такую традицию установили: по пятницам совершаем специальное молебное пение Иоанну Русскому, потому что у нас правый придел в честь этого святого освящен в соборе. Он прожил много лет в мусульманском плену и покорил сердца иноплеменников. По молитвам святого Иоанна получают утешение обиженные и скорбящие. В Русской Церкви святой Иоанн почитается как великий помощник в скорбях и в различных житейских обстояниях.

Три года назад мы провели первый фестиваль воскресных школ со всего Таджикистана, а у нас всего шесть приходов, но расстояние между ними довольно-таки значительное. Тогда три школы приняли участие. Мы им хорошие призы дали: видеопроектор или кинокамеру, к примеру. На следующий год уже пять школ участвовали в фестивале. Проводим мы его обычно в середине или в конце октября, чтобы дети смогли подготовить выступления, но важно успеть до того, как выпадет снег на горном перевале, потому что из Худжанда дети едут восемь часов через горы, и есть опасность схождения лавины или снега.

В этом году еще одну традицию заложили. 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, служили литургию на озере Искандеркуль в Фанских горах, это красивейшее место в Таджикистане. Мы впервые освятили целое озеро и покрестили в нем семь молодых людей. Эта поездка стала хорошим поводом для общения молодежи, и теперь мы решили, что каждое лето на память святого равноапостольного князя Владимира здесь будет проходить международный молодежный форум. В Таджикистан очень дорого стоит проезд, и мы подали заявку на конкурс «Православная инициатива», чтобы нам помогли привезти к себе гостей. А питание, проживание епархия берет на себя. В Таджикистане бизнеса никакого нет, а наши русские бизнесмены нам не жертвуют, хотя мы являемся южным форпостом России. Представляете, наш Свято-Никольский собор ‒ это последний православный храм на юге, где каждый день совершается литургия?!

Владыка, как рождается личность?

Когда мы пойдем по пути обожения с помощью благодати, содействуя ей своими усилиями, когда мы начнем любить, все больше отдавая себя Богу и ближним, тогда рождается личность. Смирение ‒ это первейшее условие для обожения. Невозможно встать на путь обожения, принять божественную благодать, сделаться другом Божиим без святого смирения. Даже для того, чтобы увидеть свою жизненную цель не в себе, а в Боге, нужна известная доля смирения.

Все-таки у современных людей есть чувство, что они лишние в мире — такое «одиночество в толпе». Отчего это происходит?

От самовлюбленности. Эти люди сами себя так любят, что не дают себя другим любить. Происходит оскудение любви. И «одиночество в толпе» не сейчас появилось, давно это понятие существует. Но чтобы избежать одиночества, надо самому начинать отдавать. Я еще не видел ни одного человека одиноким, который сам людям жертвенно служит, ни одного не видел. Одинокие ‒ те, которые сами никогда ничего не отдавали в этой жизни.

Для человека важно ощущение конца света?

Да, важно, чтобы всегда быть в бодром состоянии, в трезвенном состоянии, чтоб не расслабляться. В западном мире считается дурным тоном говорить про конец света. Это неправильно. Я считаю, что как раз надо постоянно говорить об этом. О том, что именно своими грехами человечество приведет в мир антихриста. И о том, что чем больше будет людей, верных Богу, ведущих жизнь по заповедям, тем дольше мир этот простоит.

Мы, может, не доживем до конца света, но все ведь умрем и все предстанем на суд Божий. И нам нужно все время память смертную в себе сохранять, в уме держать, как мы пред Богом предстанем. «В чем застану, в том и сужу», ‒ Господь сказал. Вот, надо все время про это думать.

У батюшки Серафима много было разных поучений. На ваш взгляд, какое самое актуальное в наше время?

Я очень люблю приводить пример, когда у преподобного Серафима спросили: «Кто в Саровском монастыре выше всех?» Он говорит: «Повар». ‒ «Как повар?! Он злой, он на всех набрасывается, он ужасный человек!» А батюшка говорит: «Ему от природы был такой характер дан, что если бы он себя постоянно не сдерживал, он бы всех в монастыре переубивал. А он огромные усилия над собой делает! Господь оценивает человека по усилиям!» Вот такое мудрое наставление. А мы любим судить: «Этот злой, этот такой, а этот сякой…»

А мне еще очень нравится такой случай из жизни батюшки. Пришла к нему одна сестра и говорит ему: «У меня несносный характер, такой тяжелый, такой трудный, всем со мной плохо!» Он приголубил ее и ласково говорит: «У тебя самый хороший характер на свете!» Ей сразу стало легко, и начала она постепенно исправляться.

Да, батюшка Серафим — сама любовь был. Всех встречал словами: «Христос Воскресе, радость моя!»

Почему мы такой любви не имеем?

Потому что мы так не подвизаемся, как он, не имеем такой решимости, как у него, ‒ решимости идти до конца.