Благословение и послушание – благодать Божия

При пострижении в монашество постригаемый без всякого принуждения, следуя своей свободной воле дает пред Богом три обета: о послушании, нестяжании и целомудрии. Это три столпа, на которых зиждется монашеская жизнь, всецело устремленная к Царствию Небесному. Монах отрекается своей воли и ради Христа научается жить в послушании игумену и братии, стяжевая через это и другие добродетели.

Святые отцы говорили, что послушание превыше поста и молитвы. Это не просто красивые слова. Послушание имеет прямую связь с богословием, с благословением, исполнять которое иногда весьма не просто. Но способность идти по этому пути, превозмогая себя, – это есть настоящее духовное возрастание. Если нет добродетели послушания, никогда мы с вами духовно не вырастем. Возмущение монаха против благословения игумена по сути своей является возмущением против Бога. И наоборот: смиренное послушание воле игумена ради Христа призывает благословение Божие и Божию помощь даже в самых, по-человечески, казалось бы, безнадежных начинаниях и делах. Послушание и благословение – это два колеса телеги нашей монашеской жизни – они рядом идут.

Благословение и послушание – благодать Божия. А где жизнь строится по своеволию и без послушания, – там нет и благодати Божией. Даже если что-то не совсем правильно делается, Господь, видя нашу немощь и желание жить по послушанию, всё покрывает. Вспомним слова молитвы: благодать Святого Духа всякое немощное врачует и оскудевающее восполняет.

Игумен, ожидающий послушания ему братии, сам должен иметь навык послушания и являть его своему епископу. Если игумен или игумения сами не способны выполнить благословение по послушанию, то и их никогда не будут слушать братия или сестры. Потому что через личный подвиг игумена или игумении призывается благословение Божие на всю монашескую общину. В противном случае туда приходят волки и расхищают эту общину.

В миру, особенно в настоящее время, когда часто злоупотребляют свободой, злословие в адрес начальства и ропот на власть являются своего рода добродетелью. «Перемыть кости», всех осудить и рассказать, как неправильно кто-то живет, – это уже некий признак хорошего тона, без этого даже как-то и неприлично жить. К сожалению, зачастую это касается и церковной среды, и собственно монашеской.

Стихии мира сего противны духу христианства и губительны для монашества. Мотивация монашеского послушания – не человекоугодие, не страх перед священноначалием, не равнодушие, не выгода, а смирение перед Богом. Господь через людей совершает наше спасение. Аминь! Спасибо!

Download WordPress Themes Free
Download Premium WordPress Themes Free
Download Best WordPress Themes Free Download
Free Download WordPress Themes
free download udemy paid course
download karbonn firmware
Download Premium WordPress Themes Free
udemy free download

Читать также:

Что читал преподобный Серафим

Во многих летописях и других памятниках древнерусской письменности подчеркивается ценность книг и знаний, приводятся свидетельства о духовных лицах, прославившихся своей начитанностью и собиранием книг. Образование и чтение были неразрывно связаны с христианским религиозным мировоззрением и считались богоугодным делом. Похвалу книжному учению в записи под 1037 годом воздает Лаврентьевская летопись: «Великая польза от книжного учения: книгами […]

«Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» митрополита Серафима Чичагова: особенности эпической формы

В России XIX века сословные традиции в значительной степени определяли образ жизни, интересы и деятельность человека. Границы сословий были трудно преодолимыми: дворянство и духовенство жили в своих замкнутых мирах, лишь немногим удавалось достичь успеха и на светском, и на духовном поприще. Леонид Михайлович Чичагов прожил в этом отношении крайне необычную жизнь. Родился он в 1856 […]

Живое общение души с Богом

Была какая-то тягостная, в высшей степени томительная пора в жизни богоглаголевого пророка Аввакума, когда он долгое время не ощущал в себе вдохновенного посещения Духа Божия и когда молчал в нем пророческий глагол, несмотря на усиленный, от глубины души исходящий вопль души его к Богу, о чем он сам упоминает в начале своей пророческой книги, которую […]