Четвертый удел Пресвятой Богородицы

Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря

Обитель преподобного Серафима О цели христианской жизни. Беседа преп. Серафима с Н. А. Мотовиловым Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря

Надобно всегда терпеть и все, что бы ни случилось, Бога ради, с благодарностью. Наша жизнь — одна минута в сравнении с вечностью; и потому недостойны по Апостолу страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас (Рим. 8, 18).

Преподобный Серафим Саровский

Адрес монастыря

607320, Нижегородская область
Дивеевский район
с. Дивеево
Серафимо-Дивеевский монастырь

Почтовая канцелярия
(информация о требах)
8 (831-34) 4-20-10
diveevo.pochtovik@yandex.ru

Паломнический центр
8 (831-34) 4-34-45

Наш баннер

Расписание богослужений

C 30 апреля по 7 мая

30 апреля, воскресенье. Неделя з-я по Пасхе, святых жен-мироносиц

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

8.30 Литургия. Крестный ход по святой Канавке

17.00 Вечерня и утреня с акафистом Воскресению Христову

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

1 мая, понедельник. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому

17.00 Полиелей

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Казанский собор

11.30 Водосвятный молебен

2 мая, вторник. Блж. Матроны Московской

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня

3 мая, среда. Прп. Феодора Трихины

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

Казанский собор

17.00 Вечерня и утреня со славословием

4 мая, четверг. Прав. Алексия Бортсурманского. Обретение мощей прп. Феодора Санаксарского

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому

17.00 Вечерня и утреня

Казанский собор

6.45 Общая исповедь

7.00 Литургия

5 мая, пятница. Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского

Троицкий собор

5.30 Полунощница

7.00 Молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия

13.00, 14.00 Молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому

17.00 Всенощное бдение

6 мая, суббота. Вмч. Георгия Победоносца

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Литургия. Благодарств. молебен на солее. Крестн. ход и мал. освящение воды на источн. прп. Александры

17.00 Всенощное бдение

Преображенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

Благовещенский собор

17.00 Всенощное бдение

7 мая, воскресенье. Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

Троицкий собор

7.00 Молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому

7.45 Общая исповедь

8.00 Параклис

8:30 Литургия. Крестный ход по святой Канавке

17.00 Полиелей

Благовещенский собор

5.15 Общая исповедь

5.30 Литургия

17.00 Полиелей

общее время на генерацию страницы 1.3856 s
время на работу php-скриптов 1.1960 s
время на запросы к БД 0.1896 s
запросов к БД 233

Архитектура

Рождественские храмы

25 ноября 1825 года Царица Небесная явилась преподобному Серафиму в Саровском лесу и повелела основать в селе Дивеево новую общину — для девиц. Место указала на востоке, напротив алтаря Казанской церкви и приказала соорудить для этой обители двухпрестольную церковь — «в честь Рождества Сына Моего и Моего Рождества», — приложив новый храм к паперти Казанской церкви на месте Своего явления матушке Александре.

В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» записано: «Зиждителем церкви, с благословения батюшки Серафима, был Михаил Васильевич Мантуров, муж богобоязненный и боголюбивый, весь горевший к Царице Небесной любовию. Исцелив его от смертельной болезни, в отблагодарение за то Богу, приказал ему батюшка, взяв на себя самопроизвольную нищету, продать все имение свое и на полученные за то деньги выстроить церковь для мельнично-девической общины. Тут же и занялся этим делом Михаил Васильевич».

Церковь Рождества Христова создавалась на средства человека, принявшего на себя добровольно подвиг нищеты. Отцу Серафиму предлагали несколько раз выстроить сестрам храм, но он отвергал приносимые деньги как «нечистые и не угодные Царице Небесной».

Проект первой монастырской церкви был заказан арзамасскому городовому архитектору Семену Ивановичу Соколову. В мае 1827 года он приехал в Дивеево. Сделав менее чем за одни сутки обмеры Казанской церкви, Соколов вместе с Мантуровым в тот же день отправился в Саров к преподобному Серафиму. После беседы с ним батюшка одобрил идею архитектора и сказал Мантурову: «Слушайся его во всем; у него ум светлый!»

Закладка церкви во имя Рождества Христова состоялась в 1828 году. Через год, летом 1829 года, строительство завершилось. Преподобный Серафима советовал освящение Рождественской церкви провести в день Преображения Господня и говорил, что если церковь не будет освящена в этот день, то так и останется не освященною вплоть до будущего года и опять же до праздника Преображения Господня, в который должна она быть освящена, потому что Господу так угодно. 6 августа 1829 года, в день Преображения Господня, церковь во имя Рождества Христова была освящена, несмотря на отсутствие иконостаса и неблагоустроенный вход. Освящение совершил настоятель Нижегородского Благовещенского монастыря, первый уставщик епархии, архимандрит Иоаким, составивший на этот случай специальную службу.

Батюшка Серафим прислал для Рождественского храма иконы и церковные облачения, по его указанию из Москвы привезли священные сосуды, на Нижегородской ярмарке приобрели колокола. Звонница из одиннадцати колоколов была устроена в углублении стены паперти. Одна из серафимовских старец, монахиня Капитолина, говорила: «Колокола-то маленькие-маленькие, вовсе маленькие, а звонят так звонко, точно музыка будто подобранная, и весело на душе как подымется этот сладкий серебряный звон их».

Двухъярусный иконостас церкви Рождества Христова был выполнен в стиле классицизма и окрашен в голубой цвет. Его основу составлял местный чин, имеющий вид портика с полуколоннами на пьедесталах; небольшие иконы праздничного чина стояли вторым ярусом без какого-либо обрамления.

Вскоре после освящения храма Рождества Христова прп. Серафим призвал к себе М.В. Мантурова и сказал: «Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет! А Царица-то Небесная, батюшка, прогневалась на меня убогого Серафима и говорит: „Сына Моего почтил, а Меня позабыл!“ Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобою под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою...» Преподобный дал нитку для мерки и сказал, что если выйдет по ней подкоп под храмом Рождества Христова, то там и следует устраивать храм в честь Рождества Богоматери. Подкоп вышел как раз в раз по этой мерке. Но свод потолка был пологим и низким, и не мог держаться без опорных столбов, а церковь и без того получалась очень маленькой. Мантуров поехал за советом к прп. Серафиму, а тот «преисполнился весь радостью неизреченною и в духовном восторге воскликнул: „Четыре столба — ведь это значит четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во, радость-то нам какая“». В 2000 году здесь действительно устроена усыпальница для святых мощей прпп. жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены.

Строительство церкви во имя Рождества Богородицы закончилось летом 1830 года. 8 сентября храм освятил тот же настоятель Благовещенского монастыря архимандрит Иоаким, приехавший в Дивеево, несмотря на эпидемию холеры.

В церкви Рождества Богородицы иконостас был одноярусный. Он был подобен Христорождественскому, только окрашен в зеленый цвет. На Царских вратах помещалось Распятие.

Храм Рождества Христова был холодным, а храм Рождества Богородицы — теплый. В нижней церкви был очень нарядный пол из разноцветной керамической плитки, образующей живописный орнамент наподобие ковра.

После закрытия монастыря в церкви Рождества Христова размещалась сберкасса, в храме Рождества Богородицы — склад. Повторное освящение нижнего храма состоялось 21 октября 1992 года, верхнего — 1 июня 1993 года. В 1993 году в церкви Рождества Богородицы прошел первый после открытия монастыря иноческий постриг.

По заповеди прп. Серафима в церкви Рождества Христова постоянно горит восковая свеча перед образом Спасителя, в церкви Рождества Богородицы — лампада у храмовой иконы Рождества Богородицы и сестрами читается неусыпаемая Псалтирь.

Рождественские церкви нередко называют приделами, однако это были отдельные от Казанской церкви храмы. Несмотря на то, что Рождественские храмы построены в стиле классицизма, они вместе с Казанской церковью, построенной в стиле русского барокко, создают впечатление целостного сооружения.

В 2008 году к Рождественским храмам были пристроены приделы с южной и северной сторон. Верхние освящены в честь священномучеников Иакова и Михаила (Гусевых) и в честь Суворовских мучениц Евдокии, Дарии, Дарии и Марии; нижние — в честь Архангела Михаила и Царственных мучеников. В алтарях нижних приделов под спудом, почти на первоначальном месте их захоронения, устроены могилы Михаила Васильевича Мантурова и духовника дивеевских сестер протоиерея Василия Садовского.

В алтаре церкви Рождества Христова сохранилась фреска, изображающая Спасителя в окружении ангелов, но современные росписи выполнены московским художником Дмитрием Трофимовым в ином — каноническом — стиле. Храм Рождества Богородицы расписан московским художником Константином Охотиным фресками, посвященными земной жизни Пресвятой Богородицы и истории Дивеевской обители. Приделы расписаны художниками нижегородской мастерской «Ковчег».

До 1917 года даты даны по старому стилю, после 1917 года — по новому.